«Когда я был ребенком, родители часто упрекали меня, называя ленивым. Сейчас я взрослый, и многие люди знают меня как трудягу, иногда доходящего до крайностей. Теперь мне со всей очевидностью ясно, что родители ошибались», — признается Аврум Вайс. Психотерапевт с сорокалетним опытом клинической практики на собственном примере описывает весьма распространенную проблему.
«Думаю, что ленью они называли отсутствие энтузиазма к работе, которую я должен был выполнять. Сегодня я уже достаточно взрослый для понимания их мотивов, но будучи мальчишкой крепко усвоил, что я ленивый. Это надолго засело у меня в голове. Не удивительно, что я с лихвой компенсировал их оценку, посвятив большую часть своей жизни убеждению себя самого в том, что я не лентяй», — рассказывает он.
В своей работе психотерапевта Вайс не устает удивляться разнообразию путей, приводящих людей к суровой самокритике. «Я недостаточно умна», «все не так из-за меня», «я не справляюсь с этим» и так далее. Очень часто можно услышать осуждение себя за лень.
Культ труда
Лень — главное обвинительное клеймо в культуре. Аврум Вайс пишет об Америке — «стране возможностей» с культом усердного труда, который вроде как может привести любого человека на должность президента или сделать миллионером. Но похожее отношение к работе сегодня распространено во многих странах.
В СССР выполнить и перевыполнить план и сдать «пятилетку в четыре года» было почетно. А в девяностые годы российское общество резко разделилось на тех, кто разочаровался в своих возможностях и перспективах, и других, чья активность и работоспособность помогли им «подняться» или хотя бы удержаться на плаву.
Западный менталитет, описанный Вайсом, и нацеленность на успех быстро прижились и в нашей культуре — описанная им проблема знакома очень многим: «Если ты еще не преуспел в чем-то — то потому, что не прикладываешь должные усилия».
Все это повлияло на то, что мы судим других и самих себя за лень, если они или мы не делаем то, что, по нашему мнению, должны делать
Например, убрать зимние вещи, помыть посуду или вынести мусор. И вполне понятно, почему мы осуждаем людей за то, что они этого не делают — в конце концов, мы же хотим, чтобы они это сделали! Люди — племенной вид, до сих пор живущий в некоем подобии общин. Жизнь в социуме станет лучше, если все будут готовы выполнять свои обязанности для блага других, даже через «не хочу».
Совсем немногие хотели бы заниматься уборкой мусора или нечистот — но полезное для общины дело нужно сделать. Поэтому люди ищут ту или иную форму компенсации, чтобы кто-то взял на себя эти неприятные обязанности. Когда компенсация оказывается недостаточной или перестает действовать, мы повышаем ставки и переходим к общественному порицанию, через стыд принуждая людей делать то, что им делать совсем не хочется.
Общественное осуждение
Именно так, по мнению Вайса, родители давили на него с целью усилить трудолюбие. Ребенок присваивает себе родительское осуждение и делает его собственным. И в обществе мы так же клеймим людей, называя их ленивыми, потому что они не делают того, чего мы от них хотим.
Потрясающая эффективность стыда в том, что он работает, даже когда рядом никто не жужжит над ухом: «Ленивый! Ленивый!» Даже если никого нет рядом, люди сами будут обвинять себя в лени за то, что не делают того, что, по общему мнению, должны бы.
Вайс предлагает всерьез обдумать радикальное утверждение: «Нет такого явления — лень». То, что мы зовем ленью, — просто вполне законная объективизация людей. Они становятся объектами обвинений, их общественно стыдят за то, что они не хотят делать.
Но человек проявляется в делах — выполняя то, что хочет, и не выполняя того, чего не хочет
Если человек говорит о своем желании что-то сделать, но не делает, мы называем это ленью. А на самом деле это означает только то, что он не хочет это делать. Как мы можем это понять? Да потому, что он этого не делает. А если бы хотел — сделал бы. Все просто.
Например, кто-то утверждает, что хочет сбросить вес, а потом просит добавки десерта. Значит, он не готов худеть. Он стыдит себя или пристыжен окружающими — он же «должен» хотеть этого. Но его поведение ясно показывает, что пока он к этому не готов.
Мы судим других за лень, потому что считаем: не хотеть того, чего они должны хотеть, социально неприемлемо. И вследствие этого люди притворяются, что хотят то, что считается правильным хотеть, и сваливают свое бездействие на лень. Круг замкнулся.
Все эти механизмы довольно прочно «вшиты» в наши головы. Но, возможно, осознание этих процессов поможет нам быть честными с самими собой, лучше понимать и уважать желания окружающих.