Нюансы обучения в зрелом возрасте, или Почему полезно заняться музыкой в 35 лет
Фото
Getty Images

«Однажды, уже будучи взрослой, я заметила, что при звуках пианино что-то во мне замирает и я испытываю чисто детский восторг, — рассказывает о своей истории взаимоотношений с инструментом 34-летняя Елена. — В детстве я не проявляла особого интереса к музыке, но мои подруги ходили в музыкальную школу по классу фортепиано, и я несколько раз видела, как они готовятся к занятиям. Смотрела на них как завороженная и думала, что это сложно, затратно, что для этого нужен особый талант. Но оказалось, что нет. Пока я только начинаю свой „путь в музыке“, но результатом уже довольна. Иногда расстраиваюсь, когда пальцы попадают не туда или играют слишком медленно, но процессу обучения очень помогает регулярность: двадцать минут, но каждый день, дают больше, чем двухчасовое занятие раз в неделю». 

Начать заниматься чем-то новым в зрелом возрасте — это кризис или, наоборот, попытка выйти из него? Или ни то, ни другое? Говорим об этом с психологом, членом Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, автором книги «Стать настоящим!» Кириллом Яковлевым: 

«Новые увлечения в зрелом возрасте зачастую действительно являются одним из маркеров возрастного кризиса. Но кризис (от греч. „решение“, „поворотный пункт“) — это не всегда плохо, — уверен эксперт. — Многие начинают активно заниматься спортом, следить за здоровьем, обучаться танцам, музыке или рисованию. Другие выбирают иной путь — начинают играть в азартные игры, тусоваться по молодежным клубам, делать татуировки, потреблять алкоголь. Стоит, однако, помнить, что даже полезные изменения в жизни могут быть свидетельством нерешенных проблем. Многие со своими страхами именно так и поступают: бегут от них в другую сторону — трудоголизма, хобби, путешествий».    

Psychologies.ru: Влияет ли семейное положение на выбор нового занятия, или «семья, дети, ипотека» способны загасить любой интерес на корню?

Кирилл Яковлев: Семейные отношения, безусловно, оказывают влияние на выбор нового занятия, а главное — на возможность систематически уделять ему время. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда один партнер вместо того, чтобы поддержать другого в новом начинании (увлечении рыбалкой, рисовании, кулинарных мастер-классах), наоборот, начинает приговаривать: «Тебе что, заняться больше нечем?», «Лучше бы на другую работу устроился». Такое пренебрежение к потребностям избранника негативно отражается на паре и провоцирует кризис семейных отношений. В таких случаях лучше разделить интерес партнера или хотя бы не мешать ему. Еще один вариант — попробовать самому добавить ярких красок в свою жизнь.

- Какие механизмы включаются в нашем организме, когда мы начинаем заниматься чем-то новым?

- Все новое для нашего мозга — это всегда вызов. Когда вместо привычных дел мы начинаем  нагружать его новым опытом, это служит отличным стимулом для нейрогенеза — образования новых клеток головного мозга, нейронов, выстраивания новых нейронных связей. Чем больше будет этого «нового», тем больше времени мозг «будет вынужден» быть в форме. Изучение иностранных языков, рисование, танцы, музыка оказывают неоценимое воздействие на его функции. Что в свою очередь понижает шансы на раннюю деменцию и сохраняет ясность нашего мышления до глубокой старости. 

- Способна ли музыка в целом повлиять на наше психическое состояние или даже исцелить?   

- Музыка однозначно влияет на психическое состояние человека. Положительно или отрицательно — зависит от ее типа. Снятию стресса помогает классика, приятные мелодии или звуки природы. Музыка другого рода (например, хеви-метал) способна усилить стресс. Тексты, полные агрессии и отчаяния, могут спровоцировать аналогичные негативные чувства, поэтому так важно прививать детям «культуру музыки» с ранних лет». 

«Если вы пока не знаете, с чего начать, поймите, от какого инструмента у вас поет душа, — подчеркивает в свою очередь Екатерина. — Уверена, что научиться играть могут все, особенно с помощью преподавателя. Не торопитесь, запаситесь терпением. Когда я начинала, я не знала даже нот. Бренчите постоянно и без остановки. Давайте себе время на усвоение нового. Балдейте от того, что делаете. И тогда результат не заставит себя ждать». 

Психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, автор книги «Стать настоящим!»