Мы часто думаем о том, что приносит нам дискомфорт, например, об утратах и травмах. Но иногда кажется, что нам не хватает знаний о том, что нас радует, дает силы. Один из таких ресурсов — гордость.
Какие ассоциации вызывает это слово?
Вот некоторые ответы: достижения, гордость за ребенка, расширение, причастность к чему-то большему, профиль Анны Ахматовой, фильм «Гордость и предубеждение», законченный проект, достигнутая цель, одобрение окружающих, расправленные плечи. Но есть и другие: смертный грех, нарциссизм, высокомерие, тщеславие, превосходство над окружающими, презрение.
А что нам говорят словари? В них мы увидим три основных определения:
- чувство собственного достоинства;
- удовлетворение;
- высокомерие — чрезмерно высокое мнение о себе.
По-видимому, нам следует отличать подлинную гордость от высокомерной. И грань здесь действительно тонкая.
Венец добродетели
Психология только недавно обратилась к изучению гордости — до недавнего времени она не считалась основным чувством, несмотря на то что еще Аристотель называл ее «венцом добродетели».
В 2005-2006 годах психолог Джессика Трейси из канадского Университета Британской Колумбии (Канада) сделала гордость предметом своих исследований. Среди прочего она выяснила, что это эволюционная эмоция. Значит, все люди переживают ее одинаково, независимо от этнической принадлежности и условий проживания.
И в деревне, и в мегаполисе гордость описывают так же, везде ее проявление — это расправленные плечи, приподнятый подбородок, легкая улыбка. Даже слепые от рождения — то есть те, кто не мог увидеть чужое выражение лица и скопировать его — в моменты гордости выглядят точно так же, как и остальные люди.
Джессика Трейси также выяснила, что гордость не равна радости или счастью. Это субъективная оценка собственного социального статуса.
Усилия и достижения
Предлагаю вам провести прямо сейчас небольшой эксперимент. Медленно прочтите две фразы — и обратите внимание на свои чувства.
1. Вы молодец, что читаете эту статью. Запомните, какой внутренний отклик у вас вызывает это предложение, и сделайте небольшую паузу, прежде чем прочесть второе. Сделали? Тогда идем дальше.
2. Я горжусь вами. Вы нашли время, чтобы прочесть серьезную статью и узнать нечто новое для себя. Обратите внимание на свои чувства сейчас.
Сравните два переживания — первое и второе.
Когда я провожу этот маленький эксперимент в аудитории (в этом случае я обычно говорю «Вы молодцы, что собрались» и «Я горжусь вами — вы не отправились развлекаться, а приехали на лекцию/семинар, чтобы учиться»), то в первом случае говорят обычно, что удовольствие было быстрым и в нем присутствовало некоторое смущение или неудовольствие от оценки («молодцы»), тогда как во втором случае удовольствие более глубокое, потому что имело место признание заслуг, оценка совершенных усилий.
«Кто лучше всех меня похвалит…»
Возможно, родителям будет полезно отметить для себя, что то же самое происходит, когда мы хвалим ребенка. Если мы оцениваем его, говоря «ты молодец», мы ставим себя выше него. Но когда мы замечаем его усилия, мы даем ему повод гордиться собой.
Впрочем, это относится не только к родителям, но и к друзьям. Одно дело сказать подруге: «Ты молодец», а другое — «Я вижу, как ты старалась».
В переводных материалах часто говорится о том, что гордость — результат «социально похвальных» действий. Однако мне представляется, что тут дело в трудности адекватного перевода.
Я бы сказала, что речь идет о тех действиях, которые ведут к социальному признанию и, соответственно, к формированию большего чувства причастности к той или иной части сообщества. И о том, как мы используем свои способности, и о том, какие усилия мы прикладываем, чтобы их реализовать. И многое тут зависит от контекста. Взрослый вряд ли будет гордиться тем, как он завязывает шнурки, а вот для ребенка это достижение.
Вопрос мотивации
Среди экспериментов, проведенных Джессикой Трейси, был и такой: в двух группах добровольцам предлагали решать задачи на пространственное восприятие. Затем первой группе выдали результаты теста, они были у всех одинаковые: 94 балла. Второй группе выдали те же самые результаты, но со словами: «Это удивительный результат, мало кому удается так хорошо справляться с заданиями».
После этого участникам предлагали продолжить тестирование, а исследователи замеряли усилие, которое они прикладывали для решения задач. Те, кто услышал слова признания, прикладывали на 40% больше усилий, чем те, кто просто получил высокий результат. Вывод: гордость мотивирует нас прикладывать усилия к чему-либо.
Стабильность и контроль
Основное условие для того, чтобы кто-либо переживал чувство гордости, — то, что он приложил усилия для достижения чего-либо, а не просто обладает чем-либо. Гордость — то, что я чувствую внутри себя. Это переживание неустойчиво и контролируемо.
Неустойчиво — потому что для этого требуется свершение. А поскольку это моя субъективная оценка, то она не очень зависит от того, что обо мне говорят окружающие. Меня могут хвалить, но, если я не согласен с этим, я не почувствую гордость, незаслуженная похвала меня скорее смутит.
Контролируемо это переживание потому, что условия для него зависят от меня: я могу что-то сделать, чтобы испытать гордость.
Высокомерие — это приписывание себе успехов без оснований или же успехов, сильно превышающих наши усилия. Ребенок будет гордиться, завязав шнурки. Но если я в 38 лет похвастаюсь, что умею завязывать шнурки и делаю это за 3 минуты… Нет, все-таки это не повод для гордости, согласны?
Высокомерная гордость — она же гордыня — связана с грандиозной верой в то, чего на самом деле нет. Она всегда стабильна. Но при этом неконтролируема. И она внешняя, то есть зависит от внешнего мира, подпитывается им. Стабильна — это значит, что я всегда чувствую гордыню, превосходство над окружающими, что бы ни случилось. И неконтролируемая — оттуда легко упасть в стыд.
Щедрость и тревога
Те, кто испытывает гордость, повышают таким образом свой статус — но при этом они готовы разделить собственный успех с другими, и это считывается в их поведении. А высокомерная гордость строится на устрашении, доминировании, подчинении.
Мы легко увидим это на примерах, вспоминая свои годы обучения. Среди ваших преподавателей наверняка были как те, кто чувствовал гордость за свои знания и был готов щедро делиться ими, так и те, кто был высокомерен с учениками, запугивал их двойками и заставлял зубрить по своему учебнику. Нет сомнений, что материал усваивается лучше в первом случае.
Настоящая гордость снижает тревогу, потому что испытывающие ее хотят помогать другим и в ответ получают больше социальной поддержки. Высокомерные тревожны: им приходится поддерживать иллюзию компетенции и контроля, отстаивать свою иллюзорную позицию.
Есть разница и на уровне гормонов. У высокомерных высокий уровень тестостерона, а у «гордых» тестостерон ниже, а серотонин выше, а значит лучше настроение, аппетит, либидо. Вторые — более счастливые люди даже на гормональном уровне.
Не стоит бороться с гордостью — ведь она позволяет нам присвоить свои успехи и насладиться признанием
Наконец, высокомерная гордость отличается от настоящей в описании того, кто ее испытывает. Испытывающий подлинную гордость будет говорить не только о своем успехе, но о том, что он сделал, чтоб достичь своих вершин. Высокомерный будет отождествлять себя с успехом и победой: «Я крут» — и точка.
Вероятней всего, что каждый из нас чувствует и то и другое. Мы все немножко нарциссы, так что иногда испытываем гордость, а иногда и гордыню.
Дело не в том, чтобы отказаться от какой-то части переживаний, а в том, чтобы более ясно их осознавать. И не стоит бороться с гордостью — ведь она позволяет нам присвоить собственные успехи и насладиться признанием. А кроме того, побуждает делиться своими возможностями и знаниями с другими.
И самое важное. Чтобы гордость работала на нас, необходимо принятие факта: чем бы мы ни обладали и что бы ни умели, каждый из нас зависит от того, что может предложить ему мир, люди. Необходимо признавать, что опыт и возможности не безграничны, что мы не можем быть великими во всем, мы не всемогущи.
Попробуйте, и тогда, возможно, вы сможете использовать свою гордость как огромный ресурс для жизни, отношений и счастья.
Об эксперте
Марина Петраш — психолог, психодраматерапевт, ведущий психологических групп, EMDR-практик, тренер Московского института гештальта и психодрамы, официальный тренер Ассоциации психодрамы России.