Что мы имеем в виду, говоря о темной стороне? Как правило, ярко выраженные антисоциальные инстинкты: похоть, агрессию, все те низкие, кровожадные наклонности, которые скрыты внутри нас и могут разрушить нашу жизнь и жизнь других людей, если им поддаться. Мы представляем себе убийство, изнасилование, избиение, предательство, воровство, садизм, непомерную жадность, инцест… Но, возможно, наши самые темные фантазии не так уж ужасны. Скорее, их можно назвать дерзкими, фривольными, примитивными или гедонистическими.
В чем польза темной стороны
В книге «Недовольство культурой» Зигмунд Фрейд утверждал, что цивилизованное общество защищает индивидуумов от личного хаоса, от проявлений аморального бессознательного. Представители власти охраняют нас не только от чужих низших инстинктов, но и от наших собственных. Однако это вызывает недовольство, ведь ради гармоничной жизни в обществе мы вынуждены подавлять свои базовые потребности и желания.
Зигмунд Фрейд, конечно, упрощает ситуацию, хотя в чем-то он, безусловно, прав. Но даже если мы иногда представляем, каково это: без помех следовать своим природным склонностям (не обращая внимания на окружающих), представлять и делать — все же разные вещи.
Мы живем в социуме, так или иначе рассчитываем друг на друга, нуждаемся в крепких связях и вовсе не расположены настраивать окружающих против себя
Мы не позволяем себе воплощать свои фантазии в жизнь, но просто помечтать — это другое дело. Мечты о мести, власти или непомерной сексуальной активности приносят нам компенсирующее удовлетворение.
Позволяя своей «темной стороне» проявляться в фантазиях, мы ненадолго отвлекаемся от ежедневного общественно приемлемого поведения, избавляемся от рамок самодисциплины, чтобы представить мир, где наши желания, даже самые скандальные и антисоциальные, на первом месте.
Что делать с темной стороной
Итак, «темная сторона» воплощает самые примитивные инстинкты, направленные на поиск удовольствий и власти. Но нужно ли ревностно избегать и отвергать ее? В ее основе — желания и потребности, заложенные в любом из нас с рождения. Так, может, стоит наконец признать ценность кровавых или эротических фантазий как предохранительного клапана психики?
Мечты помогают нам хотя бы в скрытой форме выражать желания и потребности, которые невозможно или опасно воплощать в жизнь. В таких мечтах нет никакого разрушительного потенциала, поэтому нельзя считать их «темными» или «извращенными». По той же причине, кстати, популярны фильмы ужасов или многие сериалы (например, «Декстер»).
В конце концов, все мы животные, и подавление инстинктов далеких предков — наш сознательный выбор. Между первобытными удовольствиями и общественно приемлемым поведением мы выбираем второе, потому что понимаем, какими будут последствия наших действий.
Но для сохранения баланса нам нужно как-то выражать себя — и нет необходимости отказываться от «запретных» мыслей, ведь они — лишь небольшая часть нашей естественной сути
Чтобы полностью принять свою человеческую природу, надо осознать и свою «темную сторону» (которая на самом деле не такая уж и темная). Как говорил Карл Юнг: «У каждого человека есть Тень, и чем меньше она включена в его сознательную жизнь, тем она чернее и плотнее».
Более того, психолог верил, что «хотя Тень считается хранилищем темных побуждений человека, она — место, где рождается творчество». Действительно, творчество свободно от привычных ограничений, оно исследует и выражает скрытые желания и инстинкты. Великим произведение искусства делает его универсальность. А ее обеспечивает связь с нашими глубинными проявлениями — не только неприглядными, но и положительными, достойными и даже благородными.
Об авторе: Леон Зелцер — американский психолог, автор книги «Парадоксальные стратегии в психотерапии».