На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Историо-Терапия: поиск смыслов через века

История в контексте поиска ответов на вопросы имеет важное отличие от философии, литературы и искусства. Они также могут вдохновлять и способствовать личному развитию, но это всегда взгляд отдельного человека, его слова или творение. История же демонстрирует то, как идеи воплощаются в реальность, становятся образом жизни для больших сообществ на протяжении длительных периодов времени. Только история дает нам big data, которую мы сейчас так любим. Показывает нам, что люди так жили на самом деле. Представляет идеи, получившие исторические доказательства.

Последний год я посвятила историческим путешествиям и экспедициям по местам и эпохам прошлого. Исследовала историю Древнего Египта, Минойской цивилизации, Древней Греции и Рима, Средневековья. Встречалась с историками, археологами и искусствоведами, чтобы вместе с ними изучать картину мира и образ жизни людей каждой эпохи и разбираться, чем они отличаются от смыслов людей XXI века.

Каждая великая эпоха хранит в себе глубокие загадки и открытия, способные стать для нас источником мудрости и вдохновения. Так, например, Древняя Греция с ее богатой культурой, философией и общественной жизнью предлагает уникальные и ценные ответы на вечные вопросы о счастье, успехе и смысле жизни.

На приеме у психолога Аристокла

Представим, что в кресле психолога оказался древний грек, гражданин Афин классического периода (V–IV вв. до н.  э.). Что бы сказал «Психолог Аристокл» о проблемах современного человека?

Стремление к счастью

Первое, что удивило бы жителя древних Афин, — это наше представление о счастье. Мы живем в культуре мгновенного удовлетворения, стремимся всегда испытывать позитивные эмоции и ожидаем, что счастье должно быть постоянным состоянием. И сильно переживаем, когда встречаемся с негативными эмоциями или трудностями, испытываем сильное внутреннее напряжение.

Древний грек бы этого не понял. Для него счастье не сводилось к моментальному удовольствию или материальному благополучию — оно воспринималось как долгосрочный результат всей жизни. Легендарный афинский законодатель и мудрец Солон, встречаясь с лидийским царем Крёзом, подчеркивал, что истинное счастье можно оценить лишь после смерти, когда вся жизнь человека будет завершена и рассмотрена в целом.

Успех и самореализация

Современное понимание успеха обычно связано с карьерными достижениями, финансовым благополучием и популярностью, но также включает элементы поиска смысла и самореализации, что создает противоречивые ожидания и вызывает внутренние конфликты. Мы также стремимся к личной независимости и часто ставим индивидуализм выше общественных интересов, при этом наши социальные связи часто поверхностные и временные.

Житель древних Афин пожалел бы нас за наш крайний индивидуализм и отсутствие интереса к общественной жизни. Для него участие в жизни полиса было важнейшей частью самореализации и смысла жизни. Он также удивился бы, насколько значимым для нас стал материальный успех — древние греки вели довольно простой образ жизни и осуждали чрезмерную роскошь.

Самореализация для греков была тесно связана с развитием личных добродетелей — мудрости, мужества, справедливости и умеренности, которые реализуются в первую очередь в общественной жизни. Грек бы удивился, как много мы уделяем внимания развитию навыков и компетенций и как мало говорим о добродетелях.

Ролевые модели

Ролевые модели, которые преобладают в обществе, ярко иллюстрируют его ценности и приоритеты. Сегодня мы восхищаемся людьми, чьи достижения измеряются внешними критериями — популярность, финансовый успех, медийность. Наши герои — это предприниматели, блогеры, спортсмены, актеры и музыканты. Молодежь ориентируется на идолов поп-культуры, стремясь к социальному признанию и материальному успеху.

Для древних греков ролевыми моделями были герои мифов и эпоса, философы и государственные деятели, посвятившие свою жизнь общественной деятельности, развитию добродетелей и выполнению гражданских обязанностей. Греческие воспитатели ставили в пример своим детям Ахилла, Гектора и Одиссея, а также реальных личностей — Солона, Перикла, Сократа, которые прославились не только силой, но и мудростью и моральными качествами.

Стресс и тревожность

Современные люди часто жалуются на стресс, перенапряжение и тревогу из-за завышенных ожиданий и стремления к полному контролю над своей жизнью. Мы стремимся достигать высоких целей и соответствовать идеалам, которые сами себе устанавливаем под девизом «Ты сможешь!».

Грек, понимая роль фатума (судьбы) в жизни человека, удивился бы нашей самонадеянности. Он знал, что контроль над судьбой ограничен и что не все в наших силах. Поэтому, попав на наше корпоративное совещание с графиками 5-летнего прогноза продаж, грек бы громко рассмеялся. Ведь в жизни может произойти что угодно — как можно быть так уверенным в будущем? А потом еще и страдать от разочарования и завышенных ожиданий.

При этом даже в условиях предопределенности, как в популярных трагедиях Софокла и Эсхила, греки подчеркивали значимость правильного выбора в пределах этой предопределенности. Фатум не исключал личной ответственности, а скорее служил фоном, на котором разворачивались этические дилеммы.

Поиск личной идентичности

В современном мире кризис идентичности — частое явление. Мы стремимся найти свое место в обществе и добиться успеха, часто измеряемого профессиональными достижениями. Самореализация для нас — это достижение максимального потенциала в первую очередь на работе, в карьере.

Для грека такая однобокая самоидентификация через работу была бы непонятной. Он вряд ли оценил бы наш карьеризм и почему мы начинаем любое знакомство с вопроса «Чем вы занимаетесь?». В его жизни было много места для общественной деятельности, философии, искусства и спорта, то есть греки были очень многогранны в вопросе об идентичности.

Уроки древних греков для жителей XXI века

Человечество сделало огромный шаг вперед со времен Древней Греции — в том числе в технологическом прогрессе, расширении личных свобод, осознании индивидуальности и углублении эмоциональной близости в отношениях.

Однако у древних греков мы можем поучиться важности добродетелей, общественного блага и гармонии между личными и общественными целями. Их понимание счастья и стремление к нравственному совершенствованию могут помочь нам найти баланс между внешними достижениями и внутренним миром.

Источники:

  • Геродот «История»,

  • Аристотель «Никомахова этика»,

  • Платон «Государство», «Апология Сократа»,

  • Гомер «Илиада», «Одиссея»,

  • трагедии Софокла и Эсхила.

Наталья Симоненко

Исследователь и предприниматель, разрабатывает методы применения истории для самопознания и психологического благополучия

Телеграм-канал