Надя Шевелева: идеализм против суровой реальности
Образ Нади, который так талантливо воплотила Барбара Брыльска, наполнен противоречиями. С одной стороны, это женщина с высокими моральными принципами. Она выбрала правильную работу — учит детей важным и нужным вещам, дает им знания и прививает этические нормы. Но чувство одиночества и эмоциональной неустроенности толкает ее на прямо противоположное поведение, например, общение с несвободным мужчиной и потакание авантюризму Жени Лукашина.
Ее неуверенность в отстаивании своей территории можно списать на сценарный ход: если бы она выгнала случайного посетителя, то и фильма бы не получилось. Но если придерживаться логики картины, то Надя остро страдает от однообразия правильной и благополучной жизни с представительным женихом. Однако мучается она скорее подсознательно, не признаваясь в этом самой себе. Что говорит о том, что Надю можно отнести к психотипу сангвиник.
Об этом же свидетельствует и то, что в обществе Ипполита — строгого, отчасти деспотичного и категоричного человека — она чувствует себя скованной и подавленной. Вероятно, уже до свадьбы девушка понимает, что каменная стена любви и заботы Ипполита очень скоро превратится в «золотую клетку», откуда не будет выхода.
Женя Лукашин: из огня в полымя
Чем ярче всего запоминается этот герой? Тем, что он никогда не виноват ни в одной из своих проблем. Он охотно объясняет причины неудач и неэтичных поступков стечением обстоятельств, поведением других людей и той самой иронией судьбы. При этом ухитряется взять от жизни по максимуму. Несмотря на не самое примерное поведение с женщинами, Женя встретил и привлек прекрасную девушку Галю. Ее не отпугнуло даже признание в трусости и страхе перед отношениями. Лукашин привык потакать всем своим желаниям, а когда не уверен, что поступает правильно, заручается поддержкой матери. Он легко прощает себе бестактность и бесцеремонность, однако повышено строг к моральному облику других и охотно клеймит их за любые недостатки.
Даже на незнакомой территории сохраняет авторитарные повадки — и что самое удивительное, очаровывает ими всех, кроме трезвомыслящего Ипполита. Зацикленность на переживаниях, склонность жалеть (и прощать) себя, манипулирование собственными слабостями заставляют предположить в Жене Лукашине меланхолика. Это подтверждает и его неуверенность, желание переложить ответственность на других, склонность колебаться и подолгу принимать решения. Он выбирает пути наименьшего сопротивления. Должно быть, поэтому мужчина за 30, с хорошей работой и квартирой живет с матерью и до сих пор спрашивает разрешения сходить с друзьями в баню.
Ипполит Георгиевич: фиксация на контроле
Ипполит точно знает, как все должно быть. В его жизненную схему не вписываются никакие неожиданности и сюрпризы. Он насторожен и нерешителен не меньше, чем Женя, однако эти черты делают его уязвимым и слабым. В отличии от Лукашина, который умеет грамотно пользоваться хаосом, в непредвиденных ситуациях Ипполит ломается. Он привык играть только по правилам, и отсутствие границ заставляет его чувствовать себя безоружным перед стихией. Психотип — сангвиник.
Самые яркие черты Ипполита — это рациональность, «заземленность», материализм и недоверчивость. Он твердо знает, что правильно, а что нет. Никакая сила в мире не заставит его пойти против принципов. Он понимает цену деньгам. Это можно назвать прижимистостью и скупостью, но в общей картине его личности — скорее, еще одна грань рациональности и практичности.
Если вдуматься, то Ипполит озвучивает жестокие, но трезвые вещи
Прямота и правдивость Ипполита не сразу бросаются в глаза. На фоне разгорающейся любви между персонажами они воспринимается как попытка очернить большое и чистое чувство. Но если вдуматься, то Ипполит озвучивает жестокие, но трезвые вещи. И эта в своем роде жертвенность (ведь гонца, который приносит дурные вести, чаще всего ждет печальная судьба) говорит в его пользу. Это смелый и честный поступок, даже если он вызван отчаяньем, обидой и страхом одиночества.
Марья Дмитриевна, мать Жени: хозяйка дома, хозяйка жизни
Прекрасный кулинар, тактичная мудрая женщина — на первый взгляд, мать Жени просто идеальна. Однако ее отношения с сыном не так просты, как кажутся. Каким-то образом она возымела огромное влияние над ним. Вероятнее всего, именно из-за этого Лукашин в достаточно зрелом возрасте все еще не решился связать себя узами брака.
Можно предположить, что она сангвиник — и в жизни, и в душе этой женщины царят мир и упорядоченность. Не без мелких неприятностей, конечно, но она уверена, что твердой рукой спокойно уладит любые проблемы. Ведь она всегда знает, как правильно поступить, умеет это делать, не теряя чувства собственного достоинства.
Таня, подруга Нади: вагончик, который никогда не останавливается
Холеричный темперамент героини Лии Ахеджаковой — один из самых ярких моментов фильма. Неугомонная, активная, инициативная Таня всегда готова прийти на помощь подруге, разделить с ней и радости, и тревоги. Она горой стоит за счастье близких людей, поэтому даже в праздничную ночь готова мчаться на первый зов о помощи. Она коммуникабельна и контактна (ведь встречает Новый год с друзьями), ее деятельная натура просто не перенесла бы тихого семейного праздника на двоих. Таня — ярко выраженный холерик, которому присущи и отрицательные черты, например, неуемное любопытство, настойчивость и властность. Но их просто невозможно заметить за огромным обаянием этого персонажа.
Кто вы в «Иронии судьбы»?
Всенародная любовь к этому фильму состоит из многих факторов, и один из главных — мы видим себя одним из персонажей. Когда у него все складывается хорошо, это дает нам надежду, что и у нас тоже все получится.
Люди не идеальны, и только работа над собой позволяет строить гармоничные отношения
Хотите найти себя в фильме? Подумайте, с кем из главных героев себя ассоциируете,тогда станет понятно, что вы можете сделать, чтобы найти счастье.
- Если с Женей — будьте смелее. Искренность и прямота при общении с людьми дают лучшие результаты, чем манипуляции. Позвольте себе быть честным, принимайте решения и отстаивайте их.
- Если с Надей, то вам пора перестать себя жалеть и трезво оценить свою жизнь. Защищенность не может заменить свободу, а правильные отношения необязательно будут счастливыми.
- Если с Ипполитом, то самое время отказаться от тотального контроля и научиться давать близким право на ошибки и сомнения.
Люди не идеальны, и только работа над собой позволяет строить гармоничные отношения. Пересмотрите «Иронию судьбы», пусть этот фильм украсит зимний вечер и поможет сделать счастливой всю жизнь.
Об авторе
Вероника Хацкевич — психолог, автор проекта «Трансформация», книги «Женщина высшего пилотажа». Ее блог в Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация).