Мы часто говорим о том, что, воспитывая детей, мы закладываем фундамент собственного будущего. И с этим сложно поспорить! Именно поэтому взрослые люди, чье детство осталось уже далеко позади, зачастую смотрят на подрастающее поколение и размышляют о том, как сегодняшние дети изменят окружающий мир через 20-30 лет.
То, как сильно влияет детство на всю последующую жизнь человека, в последнее время обсуждается в медиа как никогда часто. Поэтому сейчас с неменьшим интересом представители молодого поколения задаются вопросом: «Что сделало моих родителей такими, какие они есть?»
Погруженное в заботы и обязанности, взрослое поколение не так часто вспоминает свою дошкольную жизнь. Однако этот важный жизненный этап нельзя недооценивать. Мы решили узнать, чему учились воспитанники советских детских садов и в какой атмосфере это происходило.
Приучали к труду
Людмила Николаевна в советское время работала воспитателем детского сада. Она рассказала, что в первую очередь детей стремились приучить к труду, помощи и ответственности: «В садиках были птицы, животные, растения. Детям показывали, как правильно поливать цветы, рассказывали, каким растениям какая нужна земля. Самые маленькие детишки просто следили за воспитательницами, а средние группы уже вовсю помогали им. А когда зимой выходили гулять, развешивали кормушки для птиц. Прилетали синицы, воробьи и клевали зернышки, кусочки сала.
На уроках труда детсадовцы занимались лепкой, рисованием. С малых лет приучались к чистоте и порядку: протирали свои стульчики, доски, убирались после работы с пластилином. Когда выпадал снег, дети брали свои лопатки и шли помогать дворничихе. Были такие маленькие деревянные лопаточки, ими детишки ковырялись в снегу, хоть и маленькая помощь, но все же! В общем, трудились вовсю».
Заботились о здоровье
Марина Николаевна побывала в роли мамы, чьи дети ходили в садик в 80-х. Она рассказала, как детей приучали следить за своим здоровьем: «Зимой детей выводили на улицу в курточках, в шапках, но босых. Они вставали на крылечко, в тазик, и им обливали ноги. Так закаливали.
А некоторые родители даже соглашались, чтобы их детей полностью, с плеч, обливали водой. Но я на это не согласилась тогда. Должно было быть письменное заявление обязательно от родителей, подтверждающее, что они согласны на такое закаливание детей. Кто-то совсем не соглашался, тогда детей, конечно, не обливали.
Обязательно дети занимались спортом. Была утренняя зарядка
Бывает, опоздаешь минут на пять, а там уже вовсю разносится: «бум-бум-бум»! Это воспитательница стоит и бьет в бубен, а дети ходят по кругу, а после этого начинается: «Руки на уровне плеч, руки вверх, руки вниз…». Обязательно разминку делали в садиках!
Работали на свежем воздухе. Были у садиков свои участки с маленькими грядочками. Воспитательницы сажали цветы, а дети наблюдали и помогали ухаживать за растениями. В некоторых садиках морковь сажали, лук, петрушку.
Вдохновляли личным примером
Ни в коем случае детей не били и не наказывали, я ни разу даже и не слышала о таких случаях. Своим собственным поведением воспитатели детям показывали пример. Нянечки учили, как правильно мыть игрушки, как их вытирать, как сушить. Воспитатели детям читали много книг и часто водили их на кукольные спектакли».
Елена пошла в садик в 1978 году. О том, как протекала ее детсадовская пора, она поделилась теплыми и светлыми воспоминаниями: «Воспитательницами были красивые молодые женщины, дети боготворили их, хотя была, конечно, и строгость в воспитании. Непослушных воспитанников могли отчитать, поставить в угол. А еще всех заставляли доедать творожную запеканку на полдник, которую мы терпеть не могли. И лежать с закрытыми глазами в «тихий час».
В помещении, «группе», как тогда говорили, в дальнем углу стояли детские игры и куклы, их разрешалось брать в предпраздничные дни. Запомнилась детская мебель, кухня для маленьких хозяек. Тогда это был дефицит, и воспитатели берегли имущество детского сада. Зато кукол было в достатке. Девочки обожали играть в дочки-матери.
Развивали
Запомнились занятия, где мы изготавливали поделки к 8 Марта и 23 Февраля, к Новому году. Воспитатели проводили их с любовью и к детям, и к творчеству. Мы раскрашивали разделочные доски, делали различные аппликации, приносили из дома картонные коробочки и превращали их в шкатулки в стиле «палех». А потом все это несли домой и дарили близким.
Уроки музыки проводила очень творческая женщина-педагог. Она много играла на пианино, мы разучивали песни к концертам и праздникам. Часто эти песни были о Ленине, их я помню до сих пор.
Качелей на территории практически не было. Были песочницы, железные «ракеты», по которым мы любили лазать, да, пожалуй, и все
И мы вынуждены были все время выдумывать игры без подручных материалов, развивая и коммуникативные навыки, и фантазию. Это было здорово!
Были уроки физкультуры. Там все стандартно: форма с черным низом и белым верхом, упражнения, бег по кругу.
Гигиене отводилась очень большая роль. Это же советские дети! Была гигиена личная, гигиена питания, гигиена сна. Нянечки ходили в белоснежных халатах. Но модные воспитательницы иногда игнорировали это санитарное требование.
Вкусно кормили
А как вкусно кормили в детском саду! Ну, если не считать упомянутую запеканку. Дети из благополучных семей, которых растили и мамы, и бабушки, за обе щеки уплетали детсадовский обед. Помню, как я пришла к нянечке (эти работницы помогали и на кухне, и воспитателям) и попросила написать мне рецепт очень вкусной картофельно-мясной запеканки, которую потом дома приготовила мама.
Первые мои подруги появились в детском саду. Все дети в основном жили в шаговой доступности от садика, и то обстоятельство, что мы жили в соседних парадных дома и ходили в одну группу детского садика, очень сближало нас.
На прощание с детским садом, в конце мая, перед школой, у нас был красивый добрый праздник с родителями в помещении нашей группы. С чаепитием, детским концертом и памятными подарками, это были книжки».
Учили уважать старших
Ольга Анатольевна начала работать воспитателем детского сада в 1988 году, тогда ей было всего 19 лет. Она поделилась своим опытом работы с детьми: «Раньше, в советское время, родители воспитанников детского сада относились к воспитателям с большим уважением, авторитет был непререкаемым. И в семьях воспитание было более строгим. Так что для наказаний и строгости со стороны воспитателей поводов не было, дети все понимали с полуслова.
Обязательным было трудовое воспитание. Детям давались трудовые поручения: они дежурили по столовой и в уголке природы. Раньше разрешали содержать рыбок, птиц, хомячков, ежиков.
А также в детском саду должны были выращиваться разнообразные растения. Дети с большим удовольствием ухаживали за ними
Воспитателям, конечно, было трудновато с детсадовскими питомцами – места было маловато, а детей ходило много, как минимум 38 воспитанников набиралось. Сады строились так, чтобы в идеале ходили 25 человек в группу. Работали институты, которые доказали, что это оптимальное количество для детей от трех до семи лет (чтобы дети меньше болели и им было более комфортно).
Для детей с диагнозами были специализированные детские сады, там были очень маленькие группы и отличные специалисты по профилю, которые получали хорошие деньги за свою работу. В садике, где я работала, был единственный мальчик, у которого были проблемы с речью. Сейчас же, к сожалению (видимо, теперь больше необходимости в этом), практически в каждом детском саду есть логопед или логопедическая группа.
Поощряли самостоятельность
Очень ценилась самостоятельность детей. В подготовительной группе дети пришивали пуговицы по вечерам, сами крепили материал в пяльцы, девочки заплетали ленты в косы. На рубашках, кофтах и куртках были пуговицы, а обувь была на шнурках, замки были редкостью, липучек не было, ребенку нужно было самостоятельно все это застегнуть.
Хотя сейчас многие живут богаче, жизнь стала сложнее, и люди зачастую напряжены — как взрослые, так и дети. Душевности поубавилось, но все равно мы, воспитатели, стараемся вложить в каждого ребенка любовь».
Для приятной ностальгии мы приготовили фотогалерею: вспомните свое детство!