Какие у вас отношения с агрессией? Вы больше доминируете, властвуете, управляете или подчиняетесь, терпите, принимаете? Где грань между уверенностью, мужественностью, силой, защитой себя и близких и бездушным наплевательским отношением к другим? Как вы определяете разницу между гневом, который используете с целью обозначить границы, и гневом, который провоцирует, нападает и нарушает границы других?
Цвета гнева разнообразны. Есть множество оттенков гнева, которые отличаются по тону и насыщенности: злость, раздражение, ярость, возмущение, ненависть, досада, неприязнь, сердитость и другие.
Гнев — одна из самых табуированных эмоций, и потому с ней не так просто разобраться
Режиссер фильма «По-мужски» Максим Кулагин вместе с братом-сценаристом Денисом Кулагиным сделали уверенный шаг в исследовании этой темы. Продюсер, исполнитель главной роли Антон Лапенко продемонстрировал ту грань своего таланта, которая прежде была не знакома многим зрителям — драматическую: его герой, отнюдь не похожий ни на советского инженера, ни на Ричарда Сапогова, максимально убедителен.
О чем фильм «По-мужски»
Глеб (Антон Лапенко) вместе с женой Полиной (Екатерина Щербакова) приезжают отдохнуть на недавно достроенную и отремонтированную дачу — скорее даже, загородный дом. Вместе с двумя подругами они пьют вино, жарят мясо и наслаждаются первым вечером в эффектном минималистичном интерьере.
Идиллию прерывает прилетевший на участок пакет с мусором. Полина бросается за забор, чтобы выяснить, чьих это рук дело, и видит пьяного до невменяемости соседа Артура (Сергей Васин). Тот хамит Полине и ее подругам; пока Глеб занимается готовкой, разражается скандал, и когда Глеб наконец выбегает на шум, Артур отвешивает Полине пощечину.
Герой Антона Лапенко уводит женщин в дом, запирает калитку и… не вступает с обидчиком в открытый конфликт
Молчание Глеба становится спусковым механизмом для динамичного сюжета: в своем воображении «глава семьи», конечно, мстит пьяному соседу, набивает тому морду и защищает «даму сердца» как положено, с кулаками и кровью. Ведь именно подобным образом должен повести себя настоящий мужчина — как по мнению проглотившего обиду Глеба, так и по мнению Полины.
Психологические качели в последующие полтора часа раскачиваются все активнее, героям приходится задавать себе неудобные вопросы и менять себя под социальным давлением (или исходя из собственных ценностей?). Но главное — неудобными вопросами приходится задаваться зрителям. И, конечно, искать ответы.
«По-мужски» — это как?
Взять за волосы и в пещеру? Или учтиво, с пониманием удовлетворить пожелания? Люди путают гнев с агрессией, а доброту часто принимают за слабость. Мы не можем без агрессии, так как постоянно должны вторгаться куда-то, чтобы продолжать существовать. Даже для того, чтобы откусить кусок, нам нужно быть агрессивными. Что же касается конкуренции, борьбы за место под солнцем, без агрессии там не выжить.
Тем не менее агрессия не одобряется обществом. Социум давит на нас, потому что люди без агрессии гораздо удобнее в управлении, на них можно «навешать» все что угодно, и они будут терпеть. Одни терпят, подстраиваются, другие — протестуют.
Терпеливые склонны накапливать гнев. Бунтари демонстрируют свою силу по поводу и без. Как быть?
Авторы картины дают нам понять, что крайние реакции неконструктивны. В фильме представлены четыре главных героя, и каждый демонстрирует адаптацию и протест — в разной степени.
Кроме того, фильм поднимает гендерный вопрос, играя на стереотипах: когда твой муж молчит, видя, как тебя унижают прилюдно, чувствуешь ли ты себя достаточно защищено? Когда твоя жена жалуется подругам на то, что ей не хватает от тебя «мужской силы», чувствуешь ли ты себя уверенно?
Как решать конфликты
Создатели картины идут дальше, не бросая зрителя в пропасть между крайностями, и все-таки приводят примеры конструктивного проявления агрессии. Предлагая зрителю спасательный круг в виде сцен, где конструктивно решаются вопросы. Внимательные зрители обязательно их найдут. Но чтобы было легче определить эти сцены, напомню:
Если вы видите перед собой «психопата», чувствуете, что человек не совсем адекватен или пьян, — игнорируйте и бегите. Вам будут забрасывать крючки, провоцировать, но не вздумайте попадаться на них: уходите молча, иначе вы рискуете вступить в заранее проигранный бой.
Если вы не в первый раз сталкиваетесь с человеком и его негативом в свой адрес, такое поведение тоже глотать не стоит. Это убийственно для самоуважения. Негатив нужно возвращать, но чуть меньше, чем вы получили и с холодной головой. Обычно люди мостят на эмоциях и в запале чувств, возвращая больше, чем получили, так разгорается серьезный конфликт.
Никто не отменял конструктивное выражение гнева в виде спорта. Бежать. Бежать «по-мужски». Бежать «по-женски». Бежать вместе смотреть этот фильм, чтобы разобраться в табуированной теме злости и найти новые, конструктивные решения.
Финал картины можно трактовать двояко, и ни одна из интерпретаций не покажется идеальной для всех. Фильм представляет попытку исследовать гендерные стереотипы и переформулировать понятие «мужественности» в реалиях 2020-х гг., но дает ли он конструктивное решение? Скорее, нет — но ради одних уже верно заданных вопросов его стоит посмотреть.
Клинический психолог, специалист в области гештальт-терапии и транзактного анализа, психотерапевт, режиссер, директор НКО «ТерапияКино»