«Есть у 90% людей»: 5 признаков того, что на работе вы в детской позиции
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В чем проблема

В психологии выделяют три основных эго-состояния:

  • Родитель,

  • Ребенок,

  • Взрослый.

В гармоничной личности они уживаются все вместе, но бывает так, что взрослый человек, вне зависимости от возраста, впадает в детскую позицию и ведет себя как ребенок — боится ответственности, не прислушивается к своим желаниям, часто тревожится и не проявляет уверенность. 

Такое поведение негативно сказывается на личной жизни человека, а также на его самореализации в работе

Да, взрослый в позиции ребенка может зарабатывать деньги, ведь подростки тоже умеют делать это. Однако когда инфантильная часть преобладает, она мешает увеличивать доход: дети не умеют приумножать заработанные деньги и грамотно распоряжаться ими.

Разбираемся, что отличает взрослого в детской позиции от истинного взрослого.

Признаки

1. Магическое мышление

Именно наша детская часть отвечает за креативность, фантазию и творчество. Проблема в том, что зачастую человек, находящийся в детской позиции, зависает на этапе фантазий. Он воображает, как зарабатывает миллионы, выложив несколько постов в социальных сетях, или как во время медитации к нему придет бизнес-идея на миллион, которая покорит весь мир. Только так это не работает.

За любым успехом всегда стоят действия: взрослый способен по шагам продумать каждый этап развития и воплотить эти шаги в реальность

Часто выросший ребенок склонен идеализировать красивую богатую жизнь, не понимая, как много сил в нее надо вкладывать. Такой человек живет в ожидании какого-то чуда. Он убежден — в его жизни непременно все изменится и придут большие деньги, но это произойдет волшебным образом и само собой.

Это и называется магическим мышлением: все достижения и неудачи в своей жизни человек объясняет случайностями или стечением обстоятельств.

Истинный взрослый не ждет благоприятного момента — он создает его сам, планируя свои шаги заранее, и знает, какой результат от этого получит. А если ошибся, то пробует заново.

2. Высокий уровень тревожности

Взрослый ребенок перманентно испытывает страх, который может возникать по разным причинам.

  • Страх критики. Такие мысли мешают проявляться, создавать личный бренд и выстраивать продажи услуг. Боясь осуждения окружающих, человек опускается на эмоциональное дно из-за любой критики или неприятного комментария в свой адрес.

  • Страх ответственности. Человек в детской позиции не готов становиться руководителем или открывать бизнес. Он не уверен в своих силах и тем более не может брать на себя ответственность в принятии серьезных решений. Разумеется, это влияет и на его уровень дохода. Одно дело — работать менеджером по продажам, где минимум обязанностей и такая же зарплата, и совершенно другое — руководителем отдела продаж, когда и заработок, и ответственность увеличивается в разы. Обратная сторона — гиперответственность, когда человек взваливает на себя решение чужих проблем, опасаясь адекватно оценить собственные.

  • Страх совершить ошибку. Деньги — всегда риск, с ними нужно уметь работать. Успешный предприниматель — эмоционально зрелый человек. Он способен с холодной головой оценивать риски и идти на них, если это необходимо для роста и развития бизнеса. Будучи в детской позиции, сложно смотреть на ситуацию адекватно — все воспринимается через призму страха.

3. Синдром самозванца

Человек в детской позиции постоянно нуждается во внешнем одобрении. Ему все время необходимо слышать подтверждение того, что он хорош, при этом сам в это не верит.

Такой человек готов проходить одно обучение за другим, постоянно прокачивать навыки, получать новый опыт и бояться применить знания на практике. Очередной курс — попытка победить синдром самозванца, который говорит: «Ты недостаточно хорош!».

Единственный способ победить (кроме психотерапии, разумеется) — начать применять практиковать. Не пытаться делать все сразу идеально, а совершать ошибки и предпринимать новые шаги, преодолевая внутреннего критика.

4. Проблемы с границами

Взрослый ребенок не умеет отстаивать личные границы и не особо уважает чужие. Он постоянно прощупывает, что можно, а что нельзя в общении с коллегами и партнерами. Он может легко взвалить на себя больше, чем обязан, потому что не в состоянии сказать своему начальству или клиентам «нет». Естественно, это бьет и по работе, и по деньгам.

Истинный взрослый знает себе цену, умеет отдыхать и спокойно отказывается от «бесплатной» работы. Такой человек не будет писать в нерабочее время или выдергивать из отпуска, он выполняет свои обязанности вовремя и легко делегирует их.

5. Демонстративность

Любовь к вау-эффекту — типичная подростковая черта. Взрослый в позиции ребенка часто может вести себя демонстративно, привлекая внимание других. Проявляется это по-разному — от излишней обидчивости при свидетелях до желания хвастаться своими покупками.

Причем для него важнее видимая успешность, чем реальное положение дел. Такой человек может легко потратить последние деньги на сумку Prada ради фотографий в социальных сетях. Конечно, подобные необдуманные покупки вгоняют в новые рамки — приходится браться за дешевую работу, перерабатывать и влезать в кредиты.

В таком случае ни о каком профессиональном росте речи не идет — человека постоянно тянут вниз его бессмысленные траты

Взрослому же важнее реальные достижения, он вряд ли станет кричать на весь мир о том, сколько потратил на очередное украшение, поскольку не нуждается в подтверждении своего успеха извне.

Что в итоге

В нашей стране вышеупомянутые признаки есть у 90% людей. Это последствие советской эпохи, когда людей активно вгоняли в детскую позицию: учили не прислушиваться к истинным желаниями, подавлять все эмоции, довольствоваться малым и делать как все.

Осознать и принять тот факт, что вы находитесь в детской позиции, — уже полпути к решению проблемы. Внутреннего ребенка можно «приручить» с помощью психотерапии. Во взрослой позиции вы почувствуете, как легко зарабатывать деньги с уверенностью в себе, четкими желаниями и ответственностью за результат.

Юлия Корчагина-Озджан

Коуч ICTA, основатель «Академии бизнеса и стратегического маркетинга», спикер университета «Синергия», «Сколково», международный эксперт по личному бренду