Видеть личность
Используйте субъектный подход: не учите ребенка, что ему нужно, а воспринимайте его как полноценную личность. Способ взрастить в маленьком собеседнике веру в себя — общаться с ним на равных, слушать, как он выражает чувства и что говорит.
Поддерживать
Будьте на стороне ребенка, даже когда тот не прав. Поддержать не значит одобрить его поведение, поддержка — это сказать, что есть ситуации, в которых вы можете ему помочь. Вместе попробовать понять, что хотел своим поведением сказать ребенок, даже если он тащил за хвост кошку. Предложить варианты решения проблемы и помощь в исправлении ситуации.
Контролировать себя
Фраза «ребенок меня довел» — неправда. 99% родителей контролируют эмоции наедине с начальником, однако с детьми эта программа дает сбой. Почему? Дети не могут «дать сдачи», а потому с ними можно позволить себе больше, чем в общении с руководством. Но даже одно слово, сказанное в сердцах, может серьезно повлиять на самооценку ребенка.
Транслировать заинтересованность
Если родители всегда готовы подставить плечо друг другу, то ребенок вправе ожидать, что поддержат и его. Если же вы научили ребенка, что поддержки ждать неоткуда, то потом можно будет только сокрушаться, что он не обратился к вам. Говорите ему: «Мне так важно знать, что с тобой происходит, иначе я не смогу тебя поддержать». И тогда он будет знать, что ему помогут в любом случае.
Показывать свою слабость
У всех нас бывают периоды подъема и периоды спада. И все мы способны выбирать, идти дальше или решить, что это дело не для меня. Позвольте ребенку поддержать вас, когда у вас что-то не получается, это замечательный опыт для обоих.
Не спешить с выводами
Вы видите, как ваш ребенок ударил на площадке другого малыша, и вам кажется, что последний пострадал незаслуженно? Не торопитесь обвинять. Представьте на их месте взрослых. Что вы сделаете, если ваш партнер ударил другого? Попытаетесь разобраться в причинах.
И даже если он действительно не прав, то, скорее всего, вы все равно будете на его стороне
Однако такое предложение может привести в замешательство, поскольку кажется, что со взрослыми проще, чем с детьми. Что у нас есть ответы на все вопросы, а дети — маленькие, ничего не смыслящие существа, которыми мы должны управлять. Но это не так.
Не обесценивать
Одобряя или не одобряя поступки других — в том числе детей, давая им оценку и советуя, как лучше поступить, мы выступаем в роли полубогов, а то и богов. Что в конечном счете может привести к внутренней несвободе и неверию ребенка в свои силы.
Дети учатся гораздо быстрее взрослых. И для того, чтобы выучить формулу «что бы я ни делал, я делаю это не так», нужно совсем немного усилий. А до «у меня все равно ничего не получится» от нее рукой подать. Отрицательная оценка труда или того, что вам дорого, всегда ведет к понижению самооценки. С детьми то же самое.
Не подавлять
«Тихони, лидеры, аутсайдеры, забияки...» — не навешивайте на детей ярлыки. И не дискриминируйте окружающих по возрасту («Ты еще мал»). Дети, как и взрослые, разные. Уверенность ребенка в себе не порождает хамства. Дети могут нахамить другому только в том случае, когда хамят им. А для того, чтобы ребенок что-то воспроизвел, он сначала должен этому где-то научиться. И если ребенок начинает подавлять другого, значит, кто-то уже подавляет его самого.
Об эксперте
Дима Зицер — доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO, автор книги «Свобода от воспитания».