Если мы обратимся к истории, сказкам и мифам, то обнаружим, что отношения между женщинами традиционно основывались на общинных связях, сестринстве и взаимной поддержке. В сплоченных группах, где сотрудничество друг с другом ценилось выше конкуренции, женщины расцветали.
Архетип «дикой женщины»
Вспоминается миф южноамериканских индейцев о Ла Лобе, Женщине-волчице. Ла Лоба — героиня мифов американского Юго-Запада, которая собирает кости разных животных, а в особенности волчьи. Когда она собирает целый скелет, то садится у огня и поет над ним, тем самым воскрешая животное. Ожившая волчица после превращается в смеющуюся женщину, которая убегает вдаль.
Миф символизирует трансформирующую силу нашей психики. Деятельность Ла Лобы сродни «истории о чуде» или «истории о воскрешении», рассказывающий, как можно вернуть к жизни даже то, что, казалось бы, уже мертво. Ла Лоба символизирует женскую силу, способную восстанавливать и исцелять — не только себя, но и других. В книге «Бегущая с волками» психолога Клариссы Пинколы Эстес, поведавшей миру о Ла Лобе, «дикая женщина» знает, что женская психика не предназначена для одиночества, не предназначена для изоляции. В этом мифе сила дикой женщины проистекает из ее способности устанавливать связь с другими и использовать свою силу, чтобы помочь им расти.
Дикая женщина — архетип, представляющий необузданные, первобытные аспекты женской психики. Дикая женщина, в отличие от одомашненной версии женственности, которую часто пропагандирует общество, — это образ силы, интуиции и творчества. Ее не волнует конкуренция, вместо этого она сосредоточена на росте, воспитании и поддержке других женщин. Когда женщины соединяются со своей дикой, подлинной сутью, они способны оценить сотрудничество и сестринские отношения, а не воспринимать других как соперниц.
Откуда берется женская зависть
У психиатра Джин Шиноды Болен — менее известной русскому читателю, но также много работающей с мифами и архетипами, — есть прекрасная цитата: «Женщины конкурируют, потому что им внушают, что пространство для их процветания ограничено, как маленький клочок земли, на котором не может расти много цветов». Эта внутренняя установка дефицита, что «места под солнцем не хватит для нас всех», приводит нас, женщин, не к взаимодействию, а к соперничеству за то самое место под солнцем.
Зависть и ревность, возникающие вследствие этой установки, здесь можно сравнить с сорняками, которые мешают цветам расти и развиваться естественным путем. Сорняки и создают тот самый внутренний дефицит и ущербность, а конкуренция превращается в невидимый и разрушительный механизм, подавляющий возможность обретения целостности.
В современных патриархальных системах стремление конкурироватиь часто трактуется как мужская черта
Это берет свое начало в парадигме, где важен успех каждого индивидуума, лидерство и где есть победители и проигравшие.
Очень большую роль также сыграло искажение феминизма, которое я бы назвала нездоровым феминизмом с его достаточно жесткими требованиями и отказом от традиционной женственности в пользу чрезмерной независимости.
На мой взгляд, это может привести только к изоляции и внутренней жесткости. В этом искаженном феминизме женщины должны быть «суперженщинами», постоянно соревнующимися, доказывающими свою ценность и то, что они способны быть такими же сильными, как мужчины. В такой парадигме мало места для уязвимости и подлинным эмоциональным связям. А ведь женская сила традиционно всегда была связана с соединением и сотрудничеством, а не с изоляцией каждой из нас.
Как вернуть ощущение сестринства
Я верю, что отказ от конкуренции как критерия оценки себя самой является мощным противопоставлением тому, что женщины постоянно должны доказывать свою состоятельность, соревнуясь друг с другом.
Подтверждением тому для меня — светящиеся, любящие, расслабленные глаза участниц в конце совместной женской групповой работы. Уже несколько лет я организую и провожу женские голосовые круги, куда приходят абсолютно разные женщины из разных слоев общества и разного возраста. Для участия не требуются музыкальные знания или какая-либо музыкальная подготовка. Женщины собираются вместе с единой целью — позвучать в принимающем, безопасном и теплом пространстве.
Женские круги проводятся на различные темы, фокусируясь на узко направленных телесно-голосовых практиках или обращаясь к сезонности, традициям и народным песням, затрагивая тем самым более глубинные темы цикличности всего происходящего, общинности и возвращая к истокам.
Круг, если посмотреть на него с точки зрения архетипов, — очень женская и очень знакомая женской психике форма с ее принципами равенства, единства, цикличности и взаимодействия. Круг — это священное место для обмена, исцеления и восстановления жизненных сил.
Это также и безопасное место, в котором женщины могут выразить себя искренне, без осуждения, зажечь костер, зазвучать и начать потихоньку «собирать свои кости»
А за словом «звучать» спрятано много смыслов и желаний — там может быть и желание услышать себя и свой голос, и желание проявиться, и поиск на разрешение извне на «почувствовать», и желание ощутить свое тело или желание соприкоснуться с другими через свой голос. Некоторым из нас не так просто выражать свои чувства и эмоции словами, а звучание своего голоса открывает эту дверцу, когда контакт с собой и своим телом становится возможным.
В групповом женском безопасном пространстве такие озвученные процессы могут быть вдвойне целительными. Там к участницам приходит понимание, что каждая из нас может быть одновременно сильной и уязвимой, независимой и зависимой от других. Женщины осознают, что сестринство — это не просто поддержка друг друга, а еще и признание того факта, что все мы связаны друг с другом через общие переживания, боли и радости, как цветы в саду с невидимой миру корневой системой.
«Когда женщины собираются вместе,
происходит что-то волшебное.
Это глубинное знание, мистическая штука,
и это неудержимая сила,
с которой нужно считаться».
(Донна Эшворт «Женщинам: слова, с которыми нужно жить», 2020)