Мы стремимся к тому, чтобы стать самыми успешными, самыми счастливыми, самыми выдающимися. А доказательством успеха нередко становится возможность обладать чем-то крайне дорогим, тем, что доступно немногим. «Идея, что «чем дороже, тем лучше», восходит к далекому прошлому. Мир был тогда проще и суровей, в нем не было такого изобилия, как сейчас. Нашим предкам все лучшее доставалось нелегко, оттого и ценилось дорого», — рассказывает антикризисный психолог Ольга Батуева.
Времена изменились, но установки, сложившиеся за века, по-прежнему управляют нами. Мы все так же стремимся к самосохранению, размножению и власти. «Коллективное бессознательное говорит, что тот, кто здоров, красив и умен, сможет обеспечить себе выживание. Он добудет еду, построит дом, станет главным и разгонит всех врагов. Принимая на веру, что самое дорогое гарантированно окажется и самым лучшим, мы стремимся застраховать себя от разочарований, получить комфорт и безопасность». Но дело не только в этом.
Сегодня у нас больше возможностей, чем у того, кто жил всего 100 лет назад. Путь к успеху для многих перестал быть таким уж извилистым. Нам не надо сражаться с врагами на войне и охотиться на мамонтов. «Но мы все так же хотим конкурировать, хотим получить больше привилегий. И внутри нас сидит гремлин, который нашептывает: «Только тот, у кого много и у кого дорогое, — лучший, и ему подвластно все», — говорит Ольга Батуева. Поэтому мы продолжаем бороться за место под солнцем.
Но как делать это в обществе, где еда, одежда, лечение и развлечения перестали быть роскошью и доступны многим? Можно сразить конкурентов, выбрав услуги и предметы с самым высоким ценником. В этом случае дорогое оказывается «лучше» не потому (или не только потому), что отличается добротностью, надежностью и имеет более продолжительный срок службы. А в первую очередь из-за того, что оно доступно немногим.
Столкнувшись с разочарованием, мы получаем шанс обратиться к своему внутреннему миру, раз уж мир вещей и достижений нас обманул
«У меня дороже — благодаря этому я выделяюсь из «серой массы», показываю всему миру, что я хорош. Возможно, даже стану частью привилегированных кругов, — объясняет психолог игры нашего «Я». — И бренды борются за наше внимание, активно используя знание о базовых инстинктах. Если приобретешь эту машину, этот дом, эти часы — ты добыл мамонта и победил врагов!»
Чувствуем ли мы себя на самом деле увереннее, приобретая первоклассные товары и услуги? Да, часто это так. Элегантно одетые, ухоженные женщины и мужчины наслаждаются восторженными взглядами поклонников. Мы гордимся своим красивым домом. Радуемся тому, что получаем престижное образование, строим успешную карьеру. «Нам нужны признание и восхищение других, ведь нарциссическая часть личности есть у всех», — подчеркивает Ольга Батуева.
Но стереотип о прямой зависимости качества от цены не всегда находит подтверждение в реальности: мы оплачиваем курс в модной бизнес-школе, но не узнаем ничего нового. Туфли из кожи питона натирают, носить их совершенно невозможно. А дорогостоящая косметическая процедура не омолаживает нас на 20 лет.
«В таких случаях мы испытываем разочарование, злость, недоумение. Зато, столкнувшись с разочарованием, получаем шанс обратиться к своему внутреннему миру, раз уж мир вещей и достижений нас обманул», — обнадеживает психолог. Приходит время задуматься о том, для каких целей нам требовалось то или иное.
Прежде чем гнаться за тем, что «дороже, а значит, и лучше», стоит спросить себя: «Для чего мне это? Могу ли я достичь желаемого другим, менее затратным способом?» Поняв, что больше не хотим пускать пыль в глаза и тратить на это бешеные суммы, мы можем найти то, что сделает нас не лучше в глазах других, а счастливее в собственной жизни.
Об эксперте
Ольга Батуева — антикризисный психолог, психотерапевт, преподаватель, публицист. Подробнее на ее странице.