Как мы относимся к деньгам
Более тридцати лет назад авторы Теории перспектив развенчали миф, согласно которому человек принимает только рациональные решения в отношении денег. Напротив, мотивы оказались зашкаливающе иррациональными, а за логикой скрывался неосознанный психологический аспект.
Отношение к деньгам оказалось сложным коктейлем из раннего опыта, убеждений, страхов и желаний. Деньги оказываются местом «сгущения», на которое накладываются личные смыслы и ассоциативные связи. Деньги могут ассоциироваться с властью, безопасностью и даже виной.
Как рождаются денежные сценарии
Если вам нужно будет рассказать семилетнему ребенку про деньги, то все произнесенное окажется рефлексией и сознательным/неосознанным опытом. В первом случае вы вложите свои знания, а во втором символические значения, смыслы и паттерны.
Если копнуть глубже, выяснится, что деньги напрямую связаны с ментальными представлениями о значимых людях из детства, ассоциируемых с негативным опытом. Такие представления бессознательно влияют на поведение и задают контур, который превращается в жизненный сценарий.
Какие есть денежные сценарии
1. «Буратино»
Мы все помним забавного деревянного мальчишку с длинным носом. Но что получится, если заглянуть в его сценарий?
Первое, на что обратим внимание, — это некритическое мышление. Гуру (Алиса и Базилио) приглашают Буратино в Страну Дураков (где все дураки, а ты один умный). Ресурсы (сольди) главный герой зароет в землю и скажет волшебные слова «крэкс-пэкс-фэкс» (прочитать книгу, перенять тайные знания, совершить «денежные ритуалы» и так далее).
На приеме у психоаналитика Буратино выяснит, что корнями такой сценарий уходит в удовлетворение ранней мечты — «Я могу быть любимым, ничего не делая». Стоит только найти «Золотой ключик», и эта любовь прольется, как из рога изобилия.
Такой человек будет искать внешний ресурс вместо того чтобы работать над собой
Он импульсивен в финансах и ничего не слышал о долгосрочном планировании. Люди с таким сценарием часто быстро зарабатывают и тратят деньги. В основе этого сценария лежит желание быстрого удовлетворения своих потребностей и отсутствие внутренней стабильности.
Буратино изначально получает золотые монеты легко, без труда. Соблазн легких денег постоянно сталкивается с возможностью честного труда — например, заработать, играя в театре. Внутренний конфликт заключается в борьбе между желанием получить все сразу и пониманием, что устойчивое благополучие требует усилий и честности.
Бессознательным мотивом здесь будет возврат долга: Буратино мечтал осчастливить Папу Карло — купить ему много курток. Родитель продал свою и дал сыну первый капитал. Папа Карло — это образ родительской фигуры. Тот, кто тебя родил, зарядил ресурсами, а также сформировал определенную вину и ответственность. Теперь ребенок должен зарабатывать для того, чтобы вернуть этот долг.
Буратино нужно осознать, что он «ничего не должен» родителю, и проработать бессознательное чувство вины, параллельно отказавшись от инфантильной идеи найти «Золотой ключик».
2. «Мальчик-с-пальчик»
Ключевой сюжет заключается в том, что Мальчика-с-пальчик бросают в лесу, но он возвращается и обогащает всю свою семью. Изначально герой является «слабым звеном», на которое никто не делает ставку. Мы можем предположить, что виной этому комплекс неполноценности, который был развит вследствие маленького роста и эмоциональной обособленности.
Семья при этом находится в глубоком финансовом кризисе, поэтому ребенок меняется местами с родителями, заботясь о братьях и материально их обеспечивая. Здесь задача героя — разбогатеть, чтобы вернуться. Завершить гештальт. Получить любовь и быть принятым в семью.
Мальчик-с-пальчик начинает с крайней бедности. Его семья крайне нуждается, он действует в условиях ограниченных ресурсов. Он использует смекалку, но это не «заработок» в традиционном понимании, а поиск лазеек и возможностей в режиме выживания.
Важный мотив в его поведении — стремление к семейной принадлежности. Независимо от того, как человек прожил свою жизнь (даже если осуждаемо или постыдно с точки зрения общества), он принадлежит к системе наравне со всеми и не может быть забыт или исключен. Человек включен в системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Но Мальчик-с-пальчик вынужден «покупать» себе это место.
Даже если он богатеет, то это не является результатом продуманной стратегии с систематическим увеличением капитала. Его главная мотивация — «вернуть» любовь, купить ее и компенсировать собственный комплекс неполноценности.
3. «Мальчиш-Плохиш и Мальчиш-Кибальчиш»
В человеке присутствуют два противоположных интернализованных («усвоенных») образа: Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш. Здесь в контекст вплетается социальная несправедливость и исторические особенности: в обществе, где существует неравенство, богатство воспринимается как везение или нечестная конкуренция.
Мальчиш-Плохиш хочет иметь материальные блага: «целую бочку варенья да корзину печенья». Вторая сторона размахивает саблей — «лучше сдохнуть, чем быть проклятым буржуином».
Человек чувствует вину за свое благополучие на фоне чужой нужды
Внутри человека с таким сценарием существует очень жесткое и карающее СуперЭго, которое является результатом социализации, когда усваиваются нормы, соответствующие общественным ожиданиям. Ребенок, появившийся в семейной системе, впитывает ее законы существования — правила, запреты и чувства относительно денег. Отсюда формируется бессознательный запрет на богатство.
Два внутренних объекта имеют противоположные потребности. «Мальчиш-Кибальчиш» — та часть психики, которая усвоила, что желание и способность быть богатым, иметь большие деньги противоречит идеалам и ценностям среды, в которой он рос. Как следствие — установка: «Деньги = страдание/вина».
Частный случай такого сценария может выглядеть так: семья теряет прежнее благополучие, мама берет на себя роль кормильца и добытчика, жалуясь сыну на отца-эгоиста и вечную нехватку денег. Так «подготавливается» часть психики ребенка, которая усваивает ненависть и неприязнь к богатству, формируется запрет «быть эгоистом» (удовлетворять свои потребности) и взращивает чувство вины перед мамой. Где-то в глубине детской души зреет решение: «Когда я вырасту — заработаю много денег, чтобы мои родители и близкие ни в чем больше не нуждались. А папа с мамой любили друг друга, как прежде».
Но у уже выросшего мальчика неожиданно появляются свои желания
Возникает тот самый «Мальчиш-Плохиш», которому нравятся материальные блага. Другая часть психики будет «наказывать» героя, загоняя его в депрессивные эпизоды (а в депрессии всегда много вины). Разрушенные отношения. Проблемы со здоровьем. Так проявляется самонаказание и аутоагрессия. Бизнес продолжает расти вместе с неустроенностью и внутренним страданием уже выросшего парня. Как результат: чувство вины, зависимости, экстремальное поведение, слив денег или финансовый потолок, который тяжело пробить. В крайнем случае, крах бизнеса, потеря денег. Но факт один — мощный внутренний конфликт между «хочу» и «нельзя».
Зачем нам знать свой денежный сценарий
Понаблюдайте, какой сценарий вы проживаете сейчас. Осознайте внутри себя конфликт, скрытые мотивы и разберите детально, как это разыгрывается в поле денег. А дальше реконструируйте и переведите этот ранний опыт в более позитивный и приятный.
Самое главное — не закопаться в саморефлексии и разбирать свои сценарии под наблюдением опытного психоаналитика, чтобы тот направил ваш фокус не только на проблему, но и эффективные пути ее решения.

Психоаналитик, преподаватель и супервизор