Адаптивный интеллект: как нас спасает умение переучиваться
Фото

Кадр из фильма «Стив Джобс»

Что такое адаптивный интеллект?

Адаптивность

Один из основателей теории адаптивного интеллекта, профессор психологии Оклахомского университета Роберт Стернберг определяет адаптивность как способность разума изменяться в ответ на текущие требования окружающей среды.

Проще говоря, адаптивность — это комплекс навыков, помогающих быстро и без стресса сориентироваться в новых условиях. К ним можно отнести гибкость, позитивный настрой, умение анализировать ситуацию и придумывать новые пути решения. 

Почему адаптивность так важна

Десятилетия назад парадигма образования ограничивалась традиционной схемой: обучение в школе, затем поступление в университет и, наконец, трудоустройство по выбранной профессии с плавным продвижением по карьерной лестнице.

Но эта концепция изменилась, и время «одного знания» безвозвратно ушло. Теперь подлинное обучение выходит за рамки простого приобретения информации. Как писал американский философ и социолог Элвин Тоффлер в книге 1970 года «Шок будущего», неграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не способен учиться, разучиваться и переучиваться. 

Нет сомнений: отказаться от того, что так долго управляло нашей жизнью, непросто

Однако если мы хотим идти в ногу с настоящим и с готовностью встречать будущее, у нас нет альтернативы, кроме как принять изменения  и адаптироваться к происходящему вокруг.

Это важно не только в повседневной жизни, но и в деловых коммуникациях и развитии карьеры. Уже сегодня при найме сотрудников работодатели все больше внимания уделяют именно «мягким навыкам» (soft skills), а значит, адаптивность может открыть двери и для новых карьерных возможностей. Cогласно последним данным бюро статистики труда США, в ближайшем будущем люди будут совершать до 12 карьерных переходов в течение своей жизни.

Чтобы сменить сферу деятельности, человеку придется переучиваться и овладевать новыми компетенциями

Это сложная, зачастую эмоциональная работа. Непродолжительного курса или серии онлайн-модулей может быть достаточно, чтобы передать информацию, необходимую для развития новых знаний, но слишком мало, чтобы изменить привычное поведение. Подлинное обучение включает в себя буквальный процесс трансформации образа мышления, развития новых привычек, эвристики и предубеждений. Поэтому, учась разучиваться, крайне важно следить за конечной целью — личностным и профессиональным ростом.

Как развивать адаптивный интеллект

Сочетание навыков — идеальная формула адаптивности 

Гарри Култон, исследователь и основатель американской компании Adaptive Intelligence Consulting, считает, что понятие адаптивный интеллект совмещает в себе навыки эмоционального, ментального и позитивного интеллектов. 

Развитие и совмещение этих навыков помогает гибко мыслить, эффективно коммуницировать, решать нестандартные задачи и проще открываться изменениям — смелее встречать их и даже инициировать самим. 

Чтобы повысить адаптивность, начните развивать…

  • Устойчивость — способность преодолевать препятствия, восстанавливаться после стрессовых ситуаций и спокойно принимать перемены.

  • Мышление роста — веру в то, что вы можете развить любые навыки, о которых мечтаете.

  • Стратегическое мышление — умение анализировать ситуацию с различных сторон, визуализировать конечный результат и прогнозировать возможные исходы.

  • Гибкость — способность мозга адаптироваться к новым, меняющимся или незапланированным событиям.

  • Обучаемость — навыки и желание использовать прошлый опыт для исследования нового и находить иные сценарии поведения, которые помогут решать вопросы в условиях перемен

  • Самоорганизацию и планирование — способность эффективно распределять время и ресурсы, устанавливать приоритеты и следовать определенному плану действий

  • Усердие — готовность прилагать усилия и направлять внимание на выполнение поставленных задач, чтобы уверенно двигаться к успеху.

  • Креативность — умение мыслить нестандартно, непривычным образом комбинировать элементы или находить решения, которые раньше не рассматривались 

  • Самосознание — возможность осознавать свои ценности, убеждения и чувства, видеть свои сильные и слабые стороны

  • Эмпатию — способность понимать чувства других людей, сопереживать и выстраивать эффективное взаимодействие. 

Найдите свой оптимальный стиль обучения

Обучение может принимать любую форму по способу восприятия информации:

  1. Визуальный — предполагает, что люди лучше всего усваивают информацию через картинки, графику и диаграммы.

  2. Аудиальный стиль обучения подойдет тем, кто лучше всего усваивает информацию, когда слушает лекции, аудиокниги и обсуждения.

  3. Кинестетический обучающий стиль связан с движением и осязанием и предусматривает возможность физически взаимодействовать с материалом. Способами такого обучения могут быть проведение экспериментов, обучение в движении и даже во время рисования или выполнения спортивных упражнений.

Привнести изменения в свою жизнь можно прямо сейчас.

Топ-5  универсальных рекомендаций, которые помогут в начале пути:

  • исследуйте то, чего не знаете, но что вызывает в вас интерес, будь то изучение иностранных языков, чтение книг либо ведение блога, где вы сами сможете стать автором своей истории;

  • получайте новый опыт: делайте перестановку, выбирайте незнакомые маршруты, слушайте аудиокниги во время рутинных дел;

  • вступайте в профессиональные комьюнити и окружайте себя единомышленниками, с которыми вы сможете разделить свои интересы и расширить круг знакомств;

  • развивайте насмотренность — наблюдайте за тем, что происходит вокруг вас, и размышляйте над новой информацией; 

  • применяйте полученные знания на практике и делитесь ими с другими.

Чтобы успешно включиться в движение современного мира, освобождайтесь от старых установок и паттернов. Ключ ко всем возможностям лежит внутри нас самих, в нашей открытости к вызовам — готовности отпустить то, что мы, как нам кажется, знаем. И заново изучить то, что нам нужно знать.

Оксана Бархатова

Бизнес-коуч ICF (Международная федерация коучинга), нейрокоуч, бизнес-психолог