У каждого есть своя слабость, признайтесь. Вы можете экономить на чем-то одном, но не пройдете мимо витрины, если на ней увидите «свою прелесть». Блогер и автор сайта про умное потребление Андреа Борн признается: «Следуя стереотипу о женщинах, я должна, наверное, прежде всего хвататься за красивую обувь. Но моя слабость, перед которой не могу устоять, — это техника и гаджеты. Все, что имеет клавиатуру и может подключиться к ней, кричит мне: «Купи меня! Твоя жизнь никогда не будет без меня прекрасной!»
В то время как Андреа неоднократно боролась с внутренним провокатором, она выработала 8 стратегий, помогающих противостоять соблазну купить.
Стратегия 1. Избегать рекламы
Это кажется невероятным, но можно избегать рекламы во многих сферах жизни. Ведь часто мы поглощаем объявления, афиши, баннеры, просто чтобы убить время. Ограничивая себя тем, что вам действительно нравится видеть, слышать и читать, вы можете уменьшить рекламный поток. А кроме того, вскоре, когда вы сфокусируетесь на тех товарах и продуктах, которые вам действительно нужны, вы перестанете платить за «модные штучки».
Наконец, можно выставить кордон бесплатным газетам, раздаточным буклетам и листовкам. От каталогов решительно отписаться. А в компьютере или гаджете с помощью настроек браузера отключить навязчивую рекламу.
Стратегия 2. Осознанно анализировать рекламу
Но что делать, если полностью избежать рекламы невозможно? Особенно если это происходит в публичном месте, где вы не хозяин положения. В этом случае поможет другая стратегия. Реклама создана для того, чтобы сделать для нас предпочтительнее какой-то конкретный продукт. «Это я поняла давно, но все равно иногда попадаюсь на уловки, — пишет Андреа Борн. — Волна шопоголизма пробирается сквозь мои сознательные преграды, проникая даже в сны. Устоять невозможно».
Но вскоре вместе с радостью нового обладания возникает сомнение: «Действительно ли этот предмет приносит мне желанную пользу?» или «Как-то много места он занимает!», «Ну вот, мой счет на карте заметно уменьшился!». Андреа признается, что не избавляется от нового приобретения, потому что вернуть его обратно в магазин или продать знакомому — значит признать ошибку.
Но в последнее время она старается анализировать рекламу сознательно. Какими методами ведется работа с ее мозгом? Какие ее потребности предлагают удовлетворить с помощью покупки? «Распаковывая» соблазн, мы быстро увидим комбинацию красивых изображений, слов и музыки. И тогда явный или скрытый приказ «Купи меня!» не достигнет подсознания.
Стратегия 3. Подождите тратить
Иногда полезно придерживать деньги. «Ничто не спасало меня так часто от лишних вещей, как стремление сэкономить, — поясняет Андреа. — Если я не могу себе чего-то позволить, я просто вынуждена быть счастливой и без этого. Иногда я счастлива, что смогла сберечь определенную сумму — как будто только что нашла ее в забытой сумке или кармане».
Но что, если вам «не повезло» и у вас много денег? Тогда возможна принудительная блокировка трат на определенную сумму или период. Например, 30 дней не покупать ничего дороже 1000 рублей. Если вещь вам действительно необходима, вы можете позволить себе ее купить.
Стратегия 4. Наполнить жизнь смыслом, а не вещами
«Уже много раз (в основном после того, как я снова поддалась соблазну) я понимала, что моей настоящей проблемой был не спонтанный порыв купить новую вещь, а более глубокая неудовлетворенность в другой сфере жизни, — признается Андреа. — Когда я чувствую себя превосходно, когда я занята делами, общением с интересными и важными людьми, я ловлю себя на том, что мне не нужны никакие покупки и эти люди интересуются мной вовсе не из-за модной одежды».
Так что если вдруг нам на глаза попадаются очередные стильные ботинки, стоит подумать о том, а не хотим ли мы их купить, чтобы повысить самооценку и престиж в глазах других? Не убегаем ли мы от проблем в социальных отношениях? Или мы с их помощью возвращаемся в приятное воспоминание и пытаемся воспроизвести те же чувства, что и тогда? Но может, есть другой способ? А что, если потратить эти деньги на новое хобби, на встречу в кафе с приятным человеком, рукоделие или что-то еще, действительно обогащающее нас, что можно назвать вечными инвестициями?
Стратегия 5. Если решились покупать, то делайте это разумно
Иногда что-то действительно нужно, и желание удержать себя от обновки не должно становиться самоистязанием. Не каждое решение что-то приобрести обязательно плохое. Если покупки не избежать по вполне прагматичным причинам, то покупайте подержанные и долговечные вещи. Вы точно сэкономите или сразу, или в долгосрочной перспективе.
Многое можно изготовить самостоятельно. Например, мыло. Без него никак. Кроме того, вещь, сделанная своими руками, становится более личной, более подходящей именно вам. И как бесплатный бонус — внушительная порция самоуважения.
Стратегия 6. Вдохнуть новую жизнь в старое
Для кого-то важно приобретать новое, испытывая при этом азарт первооткрывателя. В этом случае можно подумать о том, как вдохнуть новую жизнь в старое. Пришить яркую аппликацию на любимый свитер. Или нанести свежий слой краски или рисунок на бабушкин комод.
«Я вам рассказывала про свою страсть к новым техническим устройствам? Так вот — иногда установка обновленной операционной системы, приложения или программы спасает от покупки компьютера», — делится Андреа.
Стратегия 7. Смотрите, как сделать по-другому
Да, есть люди, которые покупают разумно. Они не колдуны, у них — о чудо! — не меньше потребностей, чем у вас. Но как им удается быть сдержанными в гипермаркетах? Книга Беа Джонсон «Дом без отходов» («Zero Waste Home») была настолько вдохновляющей для многих, что быстро стала бестселлером.
Экологическая активистка Джонсон описывает себя — до своего обращения к минимализму — с превосходной самоиронией. «Я была материалисткой до мозга костей», — признается она. Сократить свой мусор до одного стакана в год — это, конечно, высший пилотаж. Но тот, кто когда-то выбрал путь изменения привычек, в том числе в питании, уже вкусил прелести этой стратегии.
Стратегия 8. Вкусить радость свободы от власти вещей
Если вы новичок в концепции минимализма, то эта стратегия для вас. Когда вы тренируете навык оценивать пользу от вещей, а не дорожить буквальной их ценностью, то с ними легче расстаться или поделиться с другими. Нет больше необходимости хранить их и поддерживать их состояние.
Перед каждой новой покупкой стоит задаться вопросом не только о том, сколько ресурсов вложено в изготовление и приобретение этого товара, но и сколько ресурсов, в том числе природных или вашей личной энергии и времени, потребуется на поддержание его в рабочем состоянии. «Я каждый раз думаю о том, как люди не жалеют времени и сил на протирание пыли со своих многочисленных фарфоровых слоников и куколок на полке», — восклицает Андреа.