Пытаясь достучаться до человека, впавшего в ярость, мы, как правило, действуем из лучших побуждений. Однако ни аргументы, ни шутки (не говоря уже об угрозах) в этом деле нам не помощники — чаще всего они только накаляют ситуацию. Каких действий и слов следует избегать, чтобы не сделать все еще хуже?
1. Не доказывайте свою невиновность
«Честное слово, я этого не делал(а)!», «Ты просто не так понял(а)!» — из-за подобных фраз собеседник может посчитать, что мы называем его лжецом и идем на конфронтацию. Успокоет ли его это? Вряд ли. Проблема заключается не в том, что кто-то виновен, а в злости собеседника, которая причиняет ему боль. Поэтому наша главная задача — ее облегчить, а не усилить своими оправданиями.
2. Не пытайтесь командовать
Команды и в обычное время мало кому нравятся, а уж в условиях эмоционального накала эти «Возьми себя в руки!», «Соберись!», «Хватит уже злиться» могут спровоцировать новую волну ярости. Лучше сосредоточьтесь на самоконтроле, ведь и вам происходящее может быть не по душе.
3. Не угрожайте
«Если ты немедленно не прекратишь, у тебя будут неприятности», «Еще чуть-чуть и я от тебя уйду», «Я вызову полицию» — подобные высказывания человек справедливо воспримет либо как блеф, либо как угрозу. Впечатлит ли его это? Возможно. Станет ли ему лучше? Сомневаемся.
4. Не опирайтесь на логику
Одна из самых частых ошибок, которые мы совершаем, это поиск логического решения для эмоциональных проблем. В такие моменты мы просим собеседника быть благоразумным, еще подумать, накидываем варинты и здравые аргументы и… лишь тратим время на то, что не принесет пользу прямо сейчас. Потом, когда человек немного остынет — да, но сейчас, когда им завладели чувства, логика бессильна.
5. Не требуйте «здравого взгляда»
Бессмысленно пытаться убедить рассерженного человека посмотреть на ситуацию «трезво», изучить ее с разных сторон и признать свои ошибки. В моменте это звучит, как минимум, как попытка манипуляции и подчинения вашей воле, а как максимум — как выставление собеседника виноватым. Это, как уже говорилось в первом пункте, плохая стратегия.
6. Не отказывайте в праве на гнев
«Ты не можешь злиться на меня из-за такой мелочи», «Какое ты имеешь право так возмущаться после всего того, что я для тебя сделал(а)?», — не верится, но нередко произносятся и такие «аргументы». Только вот для гнева, как и для любой другой человеческой эмоции, человеку не нужно особое право — это то, что он может испытывать и не должен скрывать.
К тому же, отказывая человеку в проявлении эмоций, вы его обесцениваете. Не забывайте, что опрокинутый стакан или опоздание, которое кажется «детской» или малозначительной причиной для злости, скорее всего является лишь верхушкой айсберга, а под ним — целая льдина накопленных обид, не получивших прежде выхода. Поэтому не стоит пытаться доказывать, что ваш собеседник злится из-за ерунды.
7. Не пытайтесь шутить
Успокоили бы вас фразы: «У тебя от злости аж лицо покраснело», «Еще немного и ты лопнешь!»? Подозреваем, что нет. Потому что в них нет ничего смешного, зато есть насмешка и, опять же, обесценивание чужих переживаний. Человеку по какой-то причине неприятно, обидно, больно — к его чувствам необходимо относиться серьезно. Не стоит тушить пожар бензином. Иногда юмор (с действительно добрыми шутками) помогает разрядить обстановку, но вряд ли в такой ситуации. Дождитесь, когда собеседник немного успокоится.
Об авторе: Аарон Кармин — клинический психолог