1. Осознать причину дисбаланса
У любого дисбаланса есть причина, и, чтобы его устранить, нужно прежде всего ее выявить. Часто люди с головой погружаются в работу из-за отсутствия любви, понимания и уважения дома, проблем с близкими — то есть пытаются компенсировать за счет профессиональных успехов то, чего не получают в семье.
Моя клиентка Елена, успешный топ-менеджер и мама троих детей, каждое утро не просто идет, а буквально летит на работу. Там ее боготворят подчиненные и ценит руководитель, к ее мнению прислушиваются, а ее голос часто становится решающим. Переступив порог офиса, Елена чувствует себя уверенной, нужной, незаменимой. Она проводит на работе уйму времени, выкладывается на все сто и быстро поднимается по карьерной лестнице.
А дома ее ждет муж Олег. Он практически не работает, проводит большую часть времени за компьютером и винит в своих неудачах окружающих. Несмотря на то что сам он ничего не достиг, он уверен, что домочадцы должны его слушаться. Олег постоянно принижает Елену, находит в ее внешности и поведении недостатки. Любви в семье давно нет, Елена не разводится с мужем только из-за детей. А еще потому, что ей просто некогда подумать, чего же она на самом деле хочет. Елена просто сбегает из дома, где глубоко несчастна, на работу, где ей хорошо.
Герои сбегали от семейных проблем в офис. Из-за неудовлетворенности в отношениях происходил перекос
Другой мой клиент, Александр, до 35 лет строил карьеру в корпорации и параллельно вел несколько бизнесов, проводил на работе по 16-18 часов, и даже выходные у него были заняты бизнес-встречами. Наконец достигнув всего, о чем мечтал, Александр осознал, что за 13 лет брака они с женой отдалились друг от друга и им не о чем разговаривать, кроме детей. Мой клиент когда-то сам настоял, чтобы супруга не работала и занималась детьми, но потом понял, что с ней стало скучно. Он начал сбегать от скуки и рассказов о бытовых делах и все больше времени проводить с партнерами по бизнесу.
К счастью, он осознал, что внутри пустота, а значит, пора остановиться, сделать паузу в карьере. Посмотрев вокруг, он понял, что многие сверстники переживают кризис среднего возраста, разводятся с женами. Но повторять этот сценарий он не хотел, ему важно было вернуть отношения с супругой. Именно с этим запросом он и пришел ко мне на консультацию.
Общее в этих историях то, что герои сбегали от семейных проблем в офис. Из-за неудовлетворенности в отношениях происходил перекос в сторону карьеры и бизнеса.
2. Захотеть измениться
Для того чтобы избавиться от «перекосов», нужно искренне захотеть обрести баланс. Звучит банально, но на практике я часто сталкиваюсь с тем, что клиенты жалуются на отсутствие гармонии между карьерой и семьей, однако не только не пытаются ее обрести, но и, в сущности, не хотят этого. И при этом испытывают угрызения совести из-за того, что мало времени уделяют семье, или расстраиваются, что у них нет других интересов, кроме карьеры. Но как только человек действительно захотел измениться, все остальное — дело техники.
Как только Елена и Александр осознали реальные причины дисбаланса, поняли, что хотят обрести гармонию, они смогли довольно быстро перестроить свою жизнь.
В бизнесе все давалось Марии легко: она знала, чего хочет, и шла к этому, полагаясь только на себя
Еще одна клиентка, Мария, пришла на консультацию с таким запросом: она хочет быть не просто владелицей модного кафе и звездой Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), которая регулярно делится с журналистами секретами построения успешного бизнеса, но и любимой женщиной. Однако в ходе сессий выяснилось, что Марии нравится быть звездой женского бизнес-сообщества, а начинать строить новые отношения ей страшно (на тот момент моя клиентка была в разводе, одна воспитывала двух сыновей и не помнила, когда в последний раз была на свидании).
В глубине души Мария очень боялась отношений, помня ту боль, которую причинил ей бывший муж. Страх и ограничивающие убеждения мешали ей двигаться в этом направлении. А вот в бизнесе все давалось ей легко: Мария знала, чего хочет, и шла к этому, полагаясь только на себя. Первоочередной задачей стало избавиться от страхов и ложных убеждений в отношении мужчин. Только после в ней проснулось желание встретить любовь.
3. Поставить цель
Как только Елена и Александр захотели обрести семейное счастье, они поставили себе цель достичь гармонии между карьерой и личной жизни. Для успешных людей целеполагание — понятный и эффективный инструмент. Оба осознавали: где фокус их внимания — там и энергия, поэтому, если каждый день уделять внимание достижению баланса, в конце концов они его обязательно достигнут.
Мне удерживать свою цель в фокусе внимания помогало следующее. Моим «страшным сном» была героиня фильма «Служебный роман» Людмила Прокопьевна, и я пыталась максимально дистанцироваться от этого образа. Я всегда ставила себе целью быть успешной не только в карьере, но и в семье, стремилась к балансу и гармонии. Я спрашивала себя: «Что я могу сделать сегодня, чтобы не стать похожей на Людмилу Прокопьевну?» — и вопрос помогал мне удерживать внимание на женственности и красоте.
4. Сформировать четкое видение
Чтобы правильно поставить цель, нужно сформировать четкое видение баланса между карьерой и семьей. Делать это стоит не в одиночку, а с близкими людьми: так вы лучше узнаете друг друга и поймете, что важно для вашей семьи. Этот процесс объединяет, дарит чувство общности. В некоторых семьях на формирование видения своей идеальной жизни уходит несколько недель: все домочадцы включаются в процесс и получают удовольствие.
Не стоит пропускать этот шаг, ведь может оказаться, что у ваших детей совершенно иные желания и представления о гармонии. Работая над видением идеальной жизни, например, Михаил выяснил, что сыну очень важно его присутствие на соревнованиях. Мальчик хотел, чтобы папа болел за него, поддерживал, гордился его достижениями. А вот отвозить его на тренировки по утрам не надо. Если бы он не обсудил это с сыном, то наверняка попытался бы перестроить свой график, чтобы отвозить мальчика, но продолжил бы пропускать соревнования.
5. Использовать метод SMART
Первоначальную цель — обрести баланс между работой и семьей — необходимо ставить по технологии SMART. За каждой буквой в названии скрывается критерии эффективности: S (Specific) — конкретно, M (Measurable) — измеримо, A (Achievable) — достижимо, R (Relevant) — значимо, T (Time Bound) — ограниченно во времени.
Самая распространенная ошибка — завышение планки. Например, Владимир — максималист и привык во всем быть первым. Решив наладить отношения с женой, он поставил себе целью каждый день возвращаться домой в семь вечера. Эта цель оказалась недостижимой и нереалистичной: много лет он работал до десяти вечера, и так резко изменить график значило поставить под угрозу бизнес. Мы подкорректировали его цель: Владимир решил, что будет дважды в неделю приходить домой не позднее восьми вечера и общаться с женой. Для их пары это стало огромным прогрессом, и удалось обойтись без дополнительного стресса и негативных последствий для работы.
Поставив цель по методу SMART, мы можем наконец начать действовать и каждый день маленькими шагами приближаться к гармоничной и счастливой жизни.
Об авторе
Ирина Прачева — коуч, автор трансформационной программы для женщин, бизнесвумен, бывшая топ-менеджер. Ее аккаунт в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).