10 методов, которыми нас воспитывали: от худшего к лучшему
Фото

Midjourney

Воспитание — это процесс воздействия на личность с целью достижения конкретных результатов. Занимаясь воспитанием, можно использовать разные методы. Предполагается, что их применение даст определенные результаты. Но мы по себе знаем, как токсичные слова или действия приводят ровно к обратному. Здесь своеобразная классификация методов — от тех, что наименее результативны, к более эффективным.

От худшего к лучшему

10. Унижение и обесценивание

Идеальный путь к низкой самооценке или полной потере взаимопонимания с ребенком в будущем. Но зато этот подход позволяет укрепить родительскую (или учительскую) самооценку: воспитатель уж точно лучше и сильнее ребенка!

9. Принуждение

«Не умеешь — научим, не хочешь — заставим!» «Я лучше знаю, что пригодится тебе в жизни и как правильно нужно поступать!». Используя данный метод, можно легко получить протест и негативное отношение к тому, к чему ребенка принуждают.

8. Наказание

Ни один поступок не должен остаться безнаказанным! Даже хороший и добрый. Ну и впоследствии при использовании физического наказания мы получим установку: «Бьет — значит, любит!».

Бывают моменты, когда наказание применять необходимо, для того чтобы ребенок правильно понимал границы допустимого поведения. Тут мы говорим о нарушении норм общества. Но наказание должно быть справедливым и понятным, только в этом случае получается позитивный эффект.

7. Приучение

В целом позитивный метод. Мы приучаем к порядку, правилам поведения. Затык тут в том, что иногда наши личные нормы и правила осложняют ребенку адаптацию к окружающему миру.

6. Внушение

Ситуация схожа с приучением, в целом все проходит незаметно для воспитуемого, но вопрос, а что за установки и мысли мы внушаем? Негативизм в нашем обществе процветает, и внушение имеет соответствующий оттенок. К этому добавим, что внушение понижает способность критически и логически мыслить при принятии решений.

5. Соревнование

Хороший метод! Только важно не переборщить с духом конкуренции и трансляцией установок: «Будь первым! Будь лучшим!» Иначе ребенок будет вечно со всеми соревноваться и стремиться быть идеальным, а это не позволит ему быть счастливым.

4. Убеждение

Хорошо работает, если вы авторитет для воспитуемого! Тут, при наличии авторитета, важно умение говорить и транслировать свои мысли и знания.

3. Упражнение

Главное — правильно подобрать упражнения, и тут успех обеспечен. Важны труд и настойчивость.

2. Поощрение

Хвалите своих воспитанников, давайте им различные физические, психологические и материальные «поглаживания», это укрепит веру в себя и успех начинаний! Важно не переборщить! «Кашу маслом не испортить!» — скажет кто-то. Однако есть масло с кашей тоже не очень-то и вкусно!

1. Личный пример

Принцип «Делай как я!» — лучшее отражение данного метода, однако возможно использование не только личного примера, но и других людей, как и приведение образцов решения, стоящих перед человеком вопросов и задач. Это один из лучших способов воспитания, и порой даже если вы даете отрицательный пример.

Индивидуальный подход

Все перечисленные методы направлены с точки зрения педагогики на развитие гармоничной личности воспитуемого, однако в реалиях мы очень часто видим совершенно противоположный результат.

Причина кроется в том, что в воспитании огромную роль играет учет индивидуальных личных особенностей воспитанников: темперамента и характера. Одно и то же воздействие одного ребенка толкает к развитию, а другого вводит в ступор.

К счастью, современные родители начинают интересоваться психологией и стараются понять личностные особенности своих детей

А вот со школой складывается более интересная картина. С одной стороны, все учителя изучают психологию и должны по логике применять свои знания на практике, однако мы видим, что в учебных заведениях по разным причинам воспитание или организовано по минимуму, или отсутствует как система вообще. Современная школа ориентирована на обучение детей, а не воспитание. Последние несколько лет вопросу воспитания в школе стали уделять внимание, но полноценная система еще не функционирует.

Что же мы имеем в итоге? Дома родители не понимают, как воспитывать, в школе до воспитания не доходят руки. В итоге мы воспитываем своих детей на собственном опыте — как воспитывали наши родители или, что тоже встречается, ровно наоборот, стараясь не делать, как делали они. В итоге мы имеем массу ошибок, оборачивающихся тяжелыми детскими травмами.

Что должно лежать в основе воспитания ребенка?

  • Во-первых, любовь, которую мы должны проявлять через похвалу, проведение времени с ребенком, объятия, подарки и заботу.

  • Во-вторых, счастье: ребенок должен быть счастливым. И мы, взрослые, должны показать на собственном примере как это — быть счастливым.

  • В-третьих, разумные ограничения — ребенок должен не только понимать свои потребности, но и уважать чужие интересы и границы.

Все, что я привел, выглядит просто, но в жизни мы забываем об этих простых вещах в погоне за высокими целями, и в итоге методы воспитания применяются для подавления потребностей и стремлений ребенка в угоду «высшим целям». Как результат — постоянно растущее количество обращений к психологам с запросом исправления своего жизненного сценария, постановки целей, проживания травм детства.

Что же нам делать?

Давайте увидим за нашими целями воспитания и методами личность ребенка и сделаем его мир счастливым!

Павел Решетов

Психолог, кандидат педагогических наук

Личный сайт