Слово «выпускной» для всех звучит по-разному. Для одного подростка это символическая галочка в жизненном табеле. Для другого — возможность наконец почувствовать себя взрослым, свободным от опеки старших. Для кого-то — шанс наконец побыть собой, скинуть надоевшую маску и быть откровенным с бывшими одноклассниками.
Семейный психолог Инна Хамитова считает, что для отцов и матерей это хороший повод выйти из отношений «родитель–ребенок» и перейти на новый уровень — «взрослый–взрослый». Как не скатиться в морализаторство и помочь своему подростку получить радость от этого дня?
Не «воспитывать»
Помните, что «воспитательная» беседа о том, что пить вредно, а секс должен быть безопасным и только по взаимному согласию, может вызвать сопротивление. Сомневаясь в адекватности ребенка, вы даете ему понять, что не видите в нем взрослого человека, способного отвечать за свои поступки.
Смотрите на ситуацию реалистично. Если каждый раз, собираясь с друзьями, вы употребляете алкоголь — и у подростка праздник ассоциируется с ним. Ребенок с детства видел возлияния, и сейчас говорить ему «детка, не смей пить» — двойное послание.
Как говорить конструктивно? Обсудите программу вечера, поинтересуйтесь у ребенка, что они собираются делать и с кем. Дайте понять, что вам важно не то, чтобы ваш ребенок «вел себя хорошо» и «не вляпался в историю», а чтобы был на связи и не боялся обратиться за помощью, если потребуется.
Разобраться в своих чувствах
Если вам тревожно, задумайтесь: чего вы боитесь? Что сын или дочь поведут себя неожиданно? Свалятся в Москву-реку? Залезут на подъемный кран? Но ведь последние 17 лет вы что-то вкладывали в ребенка, старались стать ему другом, прививали свои ценности. Есть ли смысл сейчас не доверять ему?
Если же до сих пор у вас не было контакта — странно думать, что сейчас он возникнет сам собой. Важно сказать себе: он разумный и, если не взрослый, по крайней мере, взрослеющий человек. И ничего ужасного с ним произойти не может.
Поддержать и быть рядом
Подумайте о чувствах подростка. Он волнуется? Хочет хорошо выглядеть? Возможно, ему нужно с кем-то поговорить, разобраться в отношениях? Расскажите о том, каково вам было в ваш выпускной вечер. Что вы делали, о чем говорили.
Помогите с прической, сделайте вместе «лук» и выложите в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) — эти маленькие знаки внимания покажут, что вы понимаете важность момента и готовы разделить его с ребенком. Дайте ему понять: неважно, как он выглядит на фоне остальных — важно, как себя чувствует.
Поговорить о будущем, вспомнить о прошлом
Окончание школы — это некий обряд. Ребенок освобождается от опеки и готовится «выпорхнуть» в большой мир. Поговорите с подростком о том, что он чувствует по этому поводу. Расскажите, что чувствовали вы. Узнайте, чего ваш подросток ждет от отношений с вами, какую поддержку хотел бы получить. Скажите, за что вы благодарны ему, вспомните радостные и смешные моменты из школьной жизни. Дайте понять, как радовались его успехам и переживали, когда ему было трудно.
Не вспоминать про оценки
Бывает, что подросток не очень хорошо сдал экзамены и не чувствует себя вправе радоваться вместе со всеми. Но какими бы ни были результаты экзаменов, это уже в прошлом. На этом жизнь не заканчивается. Важно не фиксироваться на низких баллах, а решить, что делать дальше.
Неудачи случаются у всех — и во взрослой жизни тоже. Можно поговорить об этом. Всем нам приходится иногда показать себя не так, как мы того хотели. Но главное, какие выводы мы делаем. Можно скорбеть об упущенной возможности и лишать себя радостей — а можно сказать себе: «Да, в этот раз не получилось. Жизнь продолжается, и это хорошо».
Родителям я бы посоветовала расставить приоритеты и не нагнетать тревогу. Чего мы хотим для своих детей? Чтобы они были здоровы и счастливы или жили в вечном напряжении, боясь нас разочаровать и стать посмешищем?
Отпраздновать самим
Дайте подростку понять, что его праздник — и ваш праздник тоже. Эти 11 лет закончились. Вам тоже есть что отметить. Отвлекитесь от тревог и переключитесь на радости.
Об эксперте
Инна Хамитова − семейный психотерапевт, директор Центра системной семейной терапии.