Читая Фрейда сегодня, рискуешь разочароваться. В его текстах не находишь ни глубины и эрудиции Юнга, ни афористичности Франкла, ни провидческого энтузиазма Маслоу, ни стереоскопичности Фромма… Фрейд – это старомодный академизм, но и прекрасный литературный стиль. Однако не из-за стиля вот уже 80 лет мировая психология оглядывается именно на этого человека. С ним в первую очередь скрещивают копья авторы новых идей и подходов. Его имя ставят в один ряд с именами Коперника и Дарвина, Моисея и Эйнштейна.
Фрейд стал героем и массового сознания – благодаря своей теории сексуальности как движущей силы поведения и личностного развития, которая, впрочем, не выдержала испытания временем. Превыше всего для него была наука. И психоанализ свой он разработал, стремясь найти объективные законы душевной жизни, проникнуть за слова и ложное самомнение, узнать о человеке то, что он сам о себе не знает. Он обнаружил бессознательное и поверил ему больше, чем сознанию. И по ту сторону сознания открылись свои законы. С того времени психология стала наукой. И не перестает сомневаться, научен ли психоанализ.
Его даты
- 6 мая 1856: родился во Фрайберге (Австро-Венгрия, сейчас территория Чехии).
- 1873: с отличием оканчивает школу и начинает изучать медицину в Венском университете.
- 1881: получает степень доктора медицины.
- 1885: в Париже изучает гипноз в клинике доктора Ж.-М. Шарко.
- 1895: издает книги «Изучение истерии» (совместно с австрийским психиатром Й. Брейером). Это событие считают датой рождения психоанализа.
- 1902-1903: первые ученики, начало работы психоаналитического кружка.
- 1909: триумфальная поездка с лекциями в США. Начало международного признания.
- 1933: в Берлине нацисты сжигают книги Фрейда.
- 1938: захват Австрии Германией. После вмешательства Рузвельта и Муссолини семье Фрейда разрешают эмигрировать в Великобританию.
- 23 сентября 1939: скончался в Лондоне.
Пять ключей к пониманию
В нас заключено гораздо больше, чем мы осознаем
Помимо всего того, что мы можем сами в себе наблюдать, в нас идут бессознательные процессы и хранятся пласты опыта, недоступные нашему сознанию. Опытный психоаналитик может отчасти реконструировать их по фрагментам сновидений, нарушениям поведения в обыденной жизни: оговоркам, ошибочным действиям, забытым намерениям, продуктам творчества.
Три в одном...
Душевная жизнь, по Фрейду, – постоянная борьба и конфликты. На этом ринге сходятся три «психические инстанции»: «Оно» – совокупность желаний и влечений, питающих энергией все наши действия; «Сверх-Я» – совокупность усвоенных социальных запретов и ограничений, не дающая многим желаниям и влечениям проявляться напрямую; «Я» – рациональный посредник, позволяющий найти окольные пути удовлетворения влечений.
Сексуальное влечение – основной мотив наших действий
В конечном счете, силы, побуждающие человека, берут начало из единого корня – либидо, или сексуального влечения, и большая часть действий может объясняться его трансформациями. Если либидо не проявляется напрямую из-за социальных и моральных запретов, оно находит выход окольными путями, проявляясь в содержании сновидений, невротических симптомах, творчестве и т.д. Помимо либидо Фрейд выделял также влечение к самосохранению, а в поздних работах постулировал влечение к смерти.
Осознать, чтобы исцелиться
«Там, где было «Оно», должно стать «Я». Аналитическая работа по выявлению подлинных причин психологических нарушений помогает понять то, что раньше не осознавалось. Как результат – исцеление или существенное улучшение состояния. Последние десятилетия «правильная» психоаналитическая терапия, соответствующая всем канонам, вызывает скорее критическое отношение – из-за запредельной длительности, дороговизны и сомнительных философских посылок. Другие виды психотерапии по эффективности не уступают классическому психоанализу. Многие их не различают, называя любую психотерапию «психоанализом». Правда в том, что почти все они вышли из дома, который построил Фрейд, и из принципа осознания неосознанного.
Самообман как способ самозащиты
Фрейд ввел понятие «психологической защиты» – системы механизмов самообмана, позволяющих нам не осознавать того, чего не хочется, например собственных желаний, несовместимых с представлением о себе. Эти механизмы подробно описаны самим Фрейдом и его учениками. К ним, в частности, относятся проекция (приписывание другим того, чего не хочется признавать в себе) и сублимация (реализация либидозных желаний в символической форме, например через юмор и в художественном творчестве). Вся культура человечества, в том числе искусство и религия, являются, по Фрейду, продуктами сублимации.
Книги Зигмунда Фрейда
- «Введение в психоанализ. Лекции», СТД, 2003.
- «Толкование сновидений», Эксмо, 2005.
- «Психопатология обыденной жизни», Смысл, 2006.