Проходить тесты, угадывая верный вариант ответа, любят все, и взрослые, и дети. Правда, к школьному тестированию это не относится. Там, где цена каждого балла слишком высока, уже не до игр. Между тем тесты стали неотъемлемой частью жизни школьников. К ЕГЭ и ОГЭ, которым уже больше десяти лет, с этого года добавился и итоговый экзамен для 4-классников, введенный Министерством образования, он также будет проходить в формате тестирования.
Результат не заставил себя ждать: во многих школах учителя отрабатывают с детьми тестовые задания уже со второго класса. И последующие 10 лет школьники практически не расстаются с распечатками тестов и бланками, где в строго отведенных местах из месяца в месяц тренируются ставить галочки или крестики.
Как влияет тестовая система обучения и оценивания знаний на мышление ребенка, на его способ воспринимать информацию? Мы расспросили об этом экспертов.
Ответ найден!
Маленький тест для разминки
Вопрос: как поступить, если вам на день рождения принесли конфеты?
1. Спрятать подальше.
2. Поставить на стол для гостей.
3. Положить часть конфет в вазочку и поставить на стол для гостей.
На всякий случай: этот вопрос адресован детям второго класса, и на него есть лишь один правильный ответ – под номером три. Без вариантов. Он не предполагает рассуждений на тему: а если конфеты, например, с ликером или искусственными красителями, разумно ли предлагать их детям? Обязательно ли часть конфет убирать, если именинник их не любит или не ест совсем? Почему нельзя поделиться всеми конфетами сразу?
Тестовые задания вроде этого, взятого из учебника по «Окружающему миру», не позволяют рассматривать ситуацию объемно, устанавливать причинно-следственные связи, учиться мыслить критически. И такие тесты все чаще появляются в школьной программе.
Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным
«Ребенок, который большую часть времени имеет дело с подобными заданиями, перестает соотносить их с собой, со своей жизнью, – размышляет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. – Он привыкает к тому, что правильный ответ кто-то уже дал за него. От него же требуется лишь запомнить и правильно воспроизвести».
«Постоянная работа с тестами приучает ребенка жить в режиме стимул-реакция, вопрос-ответ, – соглашается с коллегой когнитивный психолог Мария Фаликман. – Во многом наша повседневная жизнь так и устроена. Но выбирая этот режим, мы тем самым закрываем возможности для дальнейшего развития, для творческого мышления. Для успеха в тех профессиях, где надо уметь выйти за пределы заданного, стандартного. Но откуда у ребенка, который с начальной школы привык существовать в системе готовых вопросов и ответов, появится этот навык – задавать вопросы и искать нетипичные ответы?»
Части без целого?
В отличие от экзаменов прошлых лет, тесты не имеют логической связи между заданиями. Они требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В этом смысле тестовая система внедряется вовремя: точно того же требуют от молодого поколения современные средства коммуникации.
«Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, – замечает доктор психологических наук Рада Грановская. – Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление». Вот и тесты в свою очередь приучают ребенка концентрироваться на деталях. Его внимание становится коротким, дробным, ему все труднее читать длинные тексты, охватывать большие, сложные задачи.
«Любой экзамен – ответ на конкретные вопросы, – уточняет Мария Фаликман. – Но тест – это много маленьких конкретных вопросов, которые делают картинку существенно более раздробленной. Прекрасно, если ребенка учат физике, биологии или русскому, а потом с помощью теста измеряют, насколько хорошо он усвоил предмет. Но когда ребенка целый год натаскивают на сдачу теста по физике, нет гарантии, что он будет понимать физику. Иными словами, в тестах как измерительном инструменте я не вижу ничего плохого. Главное, чтобы они не заменяли учебу. Градусник хорош, когда им измеряют температуру, но плох в качестве лекарственного средства».
Увидеть разницу
Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что все тестовые задания в равной мере сужают кругозор и приучают ребенка мыслить упрощенно, решать однотипные изолированные задачи, без взаимосвязи с контекстом их жизни.
Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа, мешают «изобрести» какое-то новое решение
«Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа и используются в процессе обучения, оказывают негативное влияние на наше мышление, – подтверждает психолог, профессор МГУ, научный руководитель Центра «Гуманитарные технологии» Александр Шмелев. – Оно становится репродуктивным. То есть мы скорее вспоминаем уже готовое решение (обращаемся к памяти), чем пытаемся сообразить, «изобрести» какое-то новое решение. Простые тесты не предполагают поиска, логических умозаключений, воображения, наконец».
Однако экзаменационные КИМы год от года меняются в лучшую сторону. Сегодня тесты ОГЭ и ЕГЭ в основном включают вопросы, требующие свободного ответа, умения работать с источниками, интерпретировать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
«В таких сложных тестовых заданиях ничего плохого нет, – утверждает Александр Шмелев, – напротив: чем больше их решает учащийся, тем больше его знание и мышление (в данной предметной области) превращается из «декларативного» (отвлеченного и теоретического) в «операциональное» (конкретное и практическое), то есть знания превращаются в компетенции – в умение решать задачи».
Фактор страха
Но тестовая система оценки знаний вызвала еще один негативный эффект, связанный с рейтингами и санкциями. «В нашей стране сложилась опасная традиция оценивать работу школы и учителей на основе результатов ЕГЭ и ОГЭ, – рассказывает Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления. – В такой ситуации, когда цена каждой ошибки слишком высока, учитель и ученики охвачены страхом неудачи, уже трудно получать радость и удовольствие от процесса познания».
Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке
Но именно в этом и состоит одно из основных условий качественного школьного образования. Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, научился вести беседу и спорить, решать математические задачи, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке.
Это не голословное утверждение: к такому однозначному выводу пришел известный новозеландский ученый Джон Хэтти, обобщив результаты более 50 000 исследований, посвященных факторам, влияющим на успехи детей в учебе, с десятками миллионов учащихся.
Изменить школьную систему родители не в силах, но они, по меньшей мере, могут создать такую безопасную атмосферу дома. «Показывайте ребенку, что за пределами тестов открывается большая и интересная научная жизнь, – советует Мария Фаликман. – Водите его на популярные лекции, предлагайте книжки и учебные видеокурсы, которые сегодня доступны по любому учебному предмету и на самых разных уровнях сложности. И обязательно дайте понять ребенку, что результат теста не так важен для вас, как его общее понимание предмета. Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным».
Как готовиться к тестам?
Рекомендации наших экспертов
1. К прохождению тестов надо привыкнуть, а значит, просто... тренироваться. Тренировки дают представление о вашем уровне знаний и дают понимание того, что вы покажете результат «на своем уровне» (плюс-минус 5-7% ). Это значит, что всегда найдутся задания, которые вы решите, даже если встретите немало заданий, которые решить не сможете.
2. Сначала выполняйте те задания, которые решаются «с ходу». Если задумались, заколебались, пропустите, идите дальше. Когда дошли до конца теста, возвращайтесь к нерешенным заданиям. Разделите оставшееся время на их число, у вас получится максимальное количество минут, которое вы можете себе позволить размышлять над каждым вопросом. Если ответа не появилось, оставьте этот вопрос и двигайтесь дальше. Эта тактика позволит вам потерять очки только за то, чего вы действительно не знаете, а не за то, до чего просто не успели добраться.
3. Максимально используйте ответы, которые во многих тестах предлагаются на выбор. Часто можно просто догадаться, какой из них правильный. Если догадка есть, но вы не уверены, все равно отметьте этот вариант, это лучше, чем ничего. Даже если совсем ничего не знаете, отметьте что-нибудь наугад, всегда есть шанс попасть.
Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Тексты там часто плохие и устаревшие
4. Оставьте время на проверку работы: правильно ли заполнены бланки, оформлены переносы, против тех ли ответов поставлены крестики?
5. Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Во-первых, экзаменаторы обычно с ними знакомы. Во-вторых, тексты там часто плохие и устаревшие. Не старайтесь поразить экзаменаторов своим ярким и необычным видением темы. Пишите добротный, спокойный текст. Заранее обдумайте варианты его начала и конца, соберите побольше «заготовок» по разным темам. Это может быть эффектная цитата, яркий образ или спокойный ввод в проблему. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец — остальное дело техники.
6. Найдите сайты с качественными тестами, которые позволяют тренировать внимание, память, зрительное воображение, логику, – и решайте при любой возможности. Например, десятки разных тестов можно найти на сайте бесплатного