Psychologies: Может показаться, что люди с аутизмом не хотят общаться. Так ли это?
Святослав Довбня: В первую очередь они люди, и только во вторую – люди с аутизмом. И у них есть те же потребности, что и у всех нас, в том числе и потребность в общении – одна из базовых у любого человека. Другое дело, что им сложнее обратиться к другому, устанавливать контакты, поддерживать отношения.
Татьяна Морозова: Представьте, как чувствует себя обычный человек, оказавшись среди людей чужой культуры, говорящих на незнакомом языке. Так и людям с аутизмом непонятен наш язык, но это не значит, что им неприятны люди. Просто у них нет адекватных способов общаться с нами.
Их поведение выглядит странным, иногда даже пугающим.
Т. М.: Это связано с тем, что мы, в свою очередь, не понимаем «языка», на котором с нами говорит такой ребенок. В большинстве случаев его поведение – это единственный способ выразить свои потребности: например, желание привлечь к себе внимание или, наоборот, от него уйти, желание что-то получить или перестать что-то делать. Оно может быть и проявлением сенсорных потребностей: например, если ребенок страдает от шума, он может хлопать себя по ушам; если ему слишком тревожно, он может успокаивать себя привычным способом – кружиться, раскладывать предметы рядами, разглядывать свои пальцы...
С. Д.: У разных детей эти «послания» разные. Но они всегда что-то значат. Наша задача – понять особенности именно этого ребенка и найти подходящие именно ему способы общения с нами: у кого-то это речь, у кого-то – жесты, карточки или устройства типа iPad. Если они найдены точно, агрессивное поведение – по отношению к другим или к себе – снижается более чем на 65%.
Их трудности очевидны. А есть ли у людей с аутизмом сильные стороны?
Т. М.: Да, например зрительная память. Они ориентированы на зрительный канал восприятия. Ребенок может не владеть речью, но в точности запоминать маршруты или написание слов. Это важно учитывать, развивая его умение общаться.
С. Д.: Такая их черта, как любовь к повторениям и ритуалам, тоже имеет свою сильную сторону. Строгий распорядок, ведение дневника помогают им при обучении. Их усидчивость, склонность к монотонной, однообразной работе, большая ответственность, внимание к деталям – для целого ряда профессий это несомненный плюс.
Что бы вы сказали родителям таких детей?
Т. М.: Прежде всего, необходимо не забывать про здравый смысл. Поскольку аутизм не является болезнью, любые обещания вылечить его нельзя принимать на веру. Также для родителей очень важно не терять веру в успех. Дети имеют разные способности, кто-то развивается быстрее, кто-то – намного медленней. Но если программа помощи подобрана правильно, положительные изменения будут.
С. Д.: Очень важно, чтобы родители не забывали о себе. Иначе руки опустятся и не будет сил и желания развивать ребенка. Время на отдых, друзья, гости, театры, семейные обеды, путешествия – надо всеми силами стараться это сохранить.
Узнать больше
Сайты autismspeaks.org и autism.org.uk – самые авторитетные в мире сайты по проблемам аутизма. Информация на английском языке.
Книга «Отворяя двери надежды» Темпл Грэндин, Маргарет М. Скариано. В книге, ставшей бестселлером, профессор Университета Колорадо (США) Темпл Грэндин рассказывает, как ей, несмотря на диагноз «аутизм», удалось найти свое призвание и жить активной жизнью (Теревинф, 2012).