Межчувственные связи
При воздействии на один из органов чувств — например, слух или зрение — человек получает не только ожидаемое ощущение, но еще и дополнительное, «бонусное». Этот феномен называется синестезией. При синестезии музыка бывает окрашена, буквы могут быть гладкими или шершавыми на ощупь, цвета пахнут — вариантов множество.
Это не означает, что синестет не может слушать радио и одновременно вести машину, потому что ему мешают цветные звуки. Большинство обладателей синестетического восприятия не видят и не слышат дополнительных эффектов в реальности — стимул вызывает скорее ощущение цвета или запаха, их яркий образ.
Хотя редкие синестеты «проективного типа» действительно видят цветные эффекты. Недавние совместные исследования в университетах Гренады и Малаги (Испания) показали: аура людей или предметов, которую видят лишь немногие, может быть именно проявлением синестезии проективного типа.
От патологии к норме
В последнее время синестезия как явление сильно повысило свой статус. Сперва это было «нечто необъяснимое». Потом, в XIX веке, о ней говорили как о патологии. С ростом числа исследований синестезия перешла в разряд «феноменов», вариантов нормы, свойственных всего одному проценту населения. Потом процент повысили до четырех, и считалось, что среди женщин в шесть раз больше синестетов, нежели среди мужчин.
Синестезия — дополнительный способ творческой обработки и запоминания информации
«Недавнее исследование Джулии Симнер, Джеми Уорда и их коллег поставило под сомнение оба положения, — пишет врач-невролог Оливер Сакс. — Используя случайную выборку из почти 700 испытуемых и объективные тесты для разделения подлинной и псевдосинестезии, они обнаружили, что один человек из 23 имеет некоторую разновидность синестезии, — наиболее встречающаяся из них — это «окрашенные» дни. Значительных гендерных различий среди лиц с синестезией не существует».
«В середине 90-х, судя по результатам исследований, синестетическое ощущение цветных букв встречалось у одного человека из 2000, а в последнее время — у каждого сотого человека», — подтверждает выводы доктора Сакса Кретьен ван Кемпен.
Ген образного мышления
Почти доказано, что врожденная синестезия имеет генетическую природу. Означает ли такой резкий рост числа людей с особым восприятием, что синестезия — некое эволюционное преимущество, которое позволило носителям гена передать его большому числу потомков? Возможно, количество синестетов всегда было довольно велико: растущий последнее время интерес к собственной психике у среднего человека позволил многим осознать себя как людей с особым восприятием.
Последние тенденции в исследовании феномена синестезии позволяют говорить о ней не как о «межчувственной связи», а как о связи мышления и чувств, дополнительном способе творческой обработки и запоминания информации. «Механизмы, лежащие в основе синестезии, вносят свой вклад в творчество, поэтому синестезия и творчество взаимосвязаны. Но связь между ними не обязательно причинно-следственная», — говорит профессор Лоренс Маркс.
Неудивительно, что сейчас, когда количество информации существенно возросло, а творческие профессии стали наиболее востребованными, именно синестеты получают если не эволюционное, то карьерное преимущество. Те, кто при другой социальной ситуации даже не подумал бы заметить и развить у себя это свойство, в современном мире находят его неплохим подспорьем в работе или учебе.
Используем дар
«Строки, которые я пишу, выстраиваются в разноцветные линии. Возвращаясь к написанному, я исправляю не стиль текста, а его цветовую гамму. Важно, чтобы в ней чрезмерно не выделялся какой-нибудь один цвет. Я часто заменяю слова на синонимы, чтобы они гармоничнее украшали (в цветовом смысле) мои строки», — пишет журналист и исследователь синестезии Морин Сиберг в своей книге «Testing the Universe». Многие графемно-цветовые синестеты отмечают, что своей грамотностью они обязаны именно особому восприятию. Они просто видят, что «слово выглядит неправильно», и исправляют его.
«Я вижу числа, расположенные в пространстве в определенном порядке, на чем-то вроде матрицы, — говорит Алексей (42 года, математик). — Когда мне нужно решить задачу в уме, я выбираю числа из своей таблицы. Если забываю условия, мне достаточно просто посмотреть на матрицу, чтобы вспомнить. Оно словно выделяется».
Конечно же, не каждому суждено стать Кандинским, который рисовал видимую ему музыку и прославился. Не каждый, как Набоков, станет писателем. Для того чтобы стать великим, одной синестезии явно недостаточно. Но новая метафора, иной способ восприятия мира, свежий взгляд — это именно то, чего жаждет современное общество. Так что спросите себя: какого цвета четверг?