«В отменно приготовленном супе существенно больше творчества, чем в плохой живописи!» – был убежден основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (Abraham Maslow)*. Чтобы согласиться с ним, достаточно вспомнить дом наших друзей, в котором нам особенно уютно, или вдохновенную изобретательность коллеги по работе, способной в несколько взмахов ножниц превратить старое платье в стильный наряд...
Творческое воображение отличает нас от всех других живых существ, и именно ему человечество обязано своим выживанием (будь то открытие свойств огня или изобретение антибиотиков). Психотерапевт Жан Котро поясняет: «Творчество можно определить как способность находить оригинальные решения для тех вопросов, которыми мы задаемся, и умение реализовывать свой личный потенциал в конкретном деле». Мы проявляем творческие способности, когда находим новое танцевальное па или решаем сложную задачу, когда демонстрируем чудеса изобретательности, чтобы помирить рассорившихся друзей, или боремся за то, чтобы окружающий мир стал лучше.
Стремление творить
«Творением может стать картина, сад, прическа, симфония, скульптура и даже кулинарное блюдо», – писал педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт (Donald Winnicott)**. Наблюдая за новорожденными, он заметил, что способность к творчеству в первые месяцы жизни появляется у каждого. И это неосознанное стремление к креативности, по мнению Винникотта, сохраняется в любом из нас. Мечты и фантазии ребенка – самая ранняя форма творческой деятельности. Затем приходит время игры, благодаря которой ребенок режиссирует то, что происходит в его душе, и обустраивает мир в соответствии со своими желаниями. Именно в игре дети переживают полную свободу творчества. Винникотт был уверен в том, что сила наших творческих способностей зависит от ранних отношений с матерью. И действительно, когда мы творим, мы всегда делаем это для кого-то другого, реального или символического. «И этот другой, – говорит Жан Котро, – может раскритиковать нас или с пренебрежением отнестись к нашим замыслам. Отсюда и возможные комплексы». Когда ребенок с гордостью дарит матери на 8 Марта кривую вазочку из пластилина, вылепленную им на уроке, а родители берут на себя роль художественных критиков, указывая на очевидные недостатки подарка, они могут надолго отбить у ребенка охоту к творчеству.
Значит ли это, что счастливое детство – необходимое условие развития способности к творчеству? Это не так. «Желание изменить порядок вещей вызывает именно нехватка чего-либо и чувство неудовлетворенности, – говорит Жан Котро. – А определенная доля тревожности – один из лучших стимулов, чтобы быстрее найти решения возникающих перед нами проблем». Творить – значит уводить сексуальные импульсы от их исходной цели, направляя их на службу искусству, пояснял Зигмунд Фрейд. Этот процесс он называл сублимацией***. Зрительное наслаждение движет нами, когда мы фотографируем или рисуем; оральное – побуждает декламировать стихи или изобретать кулинарные блюда. Но почему ребенок, увлекающийся лепкой из пластилина, вырастая, не обязательно становится гениальным скульптором? А подросток, который самозабвенно терзает гитару, не может сравниться в своих достижениях с Моцартом, уже сочинявшим в этом возрасте оперы? «Суть художественного творчества остается непостижимой тайной», – сожалел Фрейд.
Настоящий творец выходит за пределы общепринятого, волнует умы и сердца публики, показывая ей что-то непривычное. Однако нередко творческим людям приходится расплачиваться за свой дар. Так, к примеру, перепады настроения (от депрессии к эйфории), которые испытывает 0,7% населения, среди творцов отмечаются в десять раз чаще! Некоторые черты характера сверхкреативных людей (например, слабо развитое чувство запретного) в какой-то мере сближают их с теми, кто страдает психическими отклонениями. Но почему люди с заболеваниями психики выдают лишь несуразные рассуждения, а творческие личности – оригинальные идеи? Ученые этого не знают. Тайна творчества остается тайной. Однако прозрение Аристотеля по-прежнему справедливо: «Не было еще ни одного великого ума без примеси безумства».
* А. Маслоу «По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания» (Эксмо-Пресс, 2002).
** Д. Винникотт «Игра и реальность» (Институт общегуманитарных исследований, 2012).
*** З. Фрейд «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» (Эксмо, 2010).
Муки творчества
«Открытость и чувствительность творческих людей часто приносит им страдание (инженеру-изобретателю больно смотреть на плохо спроектированную машину; писателю мучительно читать плохую прозу), но также и является источником огромного наслаждения», – пишет психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi)*. Более 30 лет занимаясь исследованием психологии творчества и поведения творческих людей, он отмечает их особенности, переплетенные в диалектическом противоречии: «Те, кто в своей области находится на передовой, одиноки и уязвимы. Они открыты для критики и самых яростных атак. Если скульптор ваял статую годами или ученый годы посвятил созданию теории, а потом они обнаружили, что до их работы никому нет дела, они могут быть раздавлены этим. Глубокий интерес и вовлеченность в занятия, непонятные посторонним, часто не приносят признания, а могут принести и насмешки. Способность видеть множество решений большинство людей считает неестественной, поэтому творческий человек может чувствовать себя изолированным и непонятым. Самое тяжелое для творческих личностей – вынести чувство потери и пустоты, которое возникает, когда по какой-то причине они не могут работать.
Но когда человек занимается тем, что действительно умеет делать хорошо, все сомнения и волнения пропадают и наступает состояние блаженства. Возможно, самое важное качество творческих людей – это способность наслаждаться творчеством ради самого творчества».
* «Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People» (HarperCollins Publishers, 1996). Русский перевод готовится к печати в издательстве «Карьера-пресс».
10 качеств творческого человека
У творческих людей есть характерные психологические черты. Жан Котро уверен: каждый может развить их у себя.
1. Упорство,
подтверждающее наличие мотивации. «Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам – это главные факторы, которые определяют способность к творчеству», - поясняет Жан Котро.
2. Открытость новому опыту:
любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения – во многом благодаря им у нас возникают оригинальные идеи и решения. Все одаренные люди обладают такой открытостью.
3. Уверенность в себе:
самоуважение (а иногда и завышенная самооценка) способствует эмоциональной устойчивости. Благодаря ей легче устанавливать и поддерживать социальные контакты, что необходимо для творческого человека: ведь таким образом он становится известен публике. Кроме того, высокая самооценка позволяет в случае неудачи сохранить стремление к творчеству.
4. Мышление, которое не совпадает с общепринятым.
У него три составляющие: оригинальность (необычность мыслей), переменчивость (множество идей) и гибкость (новые идеи в разных областях). Даже на банальный вопрос человек с таким типом мышления никогда не отвечает банально.
5. Мышление Януса.
У этого древнеримского бога, как известно, было два лица, обращенных в противоположные стороны. Такому способу мышления свойственно сосуществование противоположных тенденций, легко допускающее радикальную смену точки зрения. Например: «Сегодня я оденусь в черное... нет, лучше во все белое!»
6. Андрогинное мышление:
оно позволяет творческому человеку освободиться от стереотипных представлений о мужском и женском («Госпожа Бовари – это я!» – так, говорят, однажды воскликнул Флобер).
7. Быстрота обработки информации:
находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности – творческий дух жонглирует идеями без всякой самоцензуры.
8. Способность представлять альтернативные миры –
мечтать об иных перспективах, иной логике... Творческие люди часто предаются таким вроде бы детским занятиям.
9. Быстрое решение проблем:
внезапное озарение – и решение словно возникает из ниоткуда! Психологи для обозначения этой яркой вспышки употребляют английское слово «инсайт» (insight).
10. Мышление по аналогии
и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции...
Н. В.
4 упражнения
1. Свой сценарий
Задача: вообразить себя и свою жизнь заново, сменив угол зрения. Представить иные перспективы, отступив от привычного. Свободно и самостоятельно оценить все плюсы возможных изменений.
Устройтесь поудобнее у себя на балконе или за столиком кафе (можно и в транспорте, если не в час пик). Выберите какого-нибудь незнакомца и представьте жизнь этого человека: его чувства, мысли, действия. Спросите себя: «А если бы я был(а) им, какой была бы моя жизнь?» Мысленно перевоплотившись, пересмотрите все сферы своей жизни: на какие отважные поступки вы оказались бы теперь способны? Какие изменения внесли бы в свою повседневную жизнь? Как бы вели себя с вами ваши близкие, а вы, соответственно, с ними? Подумайте о множестве способов изменить свою жизнь, исходя из других взглядов, предложенных вашим персонажем.
2. Игра мыслей
Задача: освободиться от внутренних запретов (застенчивость, боязнь показаться смешным, излишняя серьезность...), использовать мышление по аналогии (через свободные ассоциации) и подключиться к своему бессознательному, чтобы найти новые решения или перспективы.
Составьте группу из 5–10 человек (друзей, членов вашей семьи...). Напишите на отдельных листках несколько ключевых слов-понятий (семья, пара, экология, мораль, искусство, творчество...), потом сверните их и сложите в коробку. Расположитесь в круг и каждый по очереди быстро предлагайте свое определение тому слову, которое вытащите из коробки. Когда пройдет два-три полных круга, вы обнаружите, что становитесь раскованнее, воображение высвобождается, а внутренние оковы спадают.
Другой возможный вариант упражнения помогает решить конкретную проблему.
3. Вы – писатель
Задача: развить гибкость мысли, воображение и способность к поиску решений, отличных от того, что первым приходит в голову.
Лучший способ пробудить фантазию – поиграть в писателя. Нужны всего лишь ручка и тетрадь или компьютер – и вы немедленно отправляетесь в путешествие по увлекательным местам, только что рожденным вашей фантазией, управляя судьбой ваших персонажей... Для начала сочините продолжение и финал двух историй.
4. Свободный монолог
Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.
Желательно выполнять это упражнение в одиночестве. В тихом и спокойном месте закройте глаза и позвольте вашему телу расслабиться. На минуту сосредоточьтесь на своих мыслях и возникающих спонтанно образах. Затем ответьте (можно вслух) на шесть вопросов: