А вы в обычной жизни ощущаете разницу между «слушать» и «слышать»? Случается ли вам, слушая песню или музыкальную пьесу, подметить нюансы оркестровки – вот скрипки ведут мелодию, гитара подчеркивает фразу, гобой создает второй голос, а контрабас акцентирует ритм?
Честно говоря, большинство из нас много слышат, но не слишком вслушиваются. Мы живем в шумном и говорливом обществе – это не способствует тому, чтобы нам захотелось уделять больше внимания звуковому пространству, которое нас окружает. Да и система образования дает не особенно много возможностей развивать свой слух… причем не только музыкальный.
Об этом заговорили давно: пятьдесят с лишним лет назад основатель личностно-ориентированной психотерапии Карл Роджерс (Carl Rogers) писал об «активном слушании», которое он считал основой работы психотерапевта. Cегодня, когда 100 млн европейцев ежедневно слушают свои плееры*, а музыка постоянно окружает нас, мы чаще всего воспринимаем ее как своего рода аудиоколлаж, непрерывное звукоизвержение. Которое хоть и приятно, но в конечном итоге ничего не оставляет после себя кроме мимолетного удовольствия.
Путь к интроспекции
А ведь слушать музыку – значит открыть дверь внутрь себя. Когда мы внимательно слушаем, у нас возникает непроизвольная физиологическая реакция: внимание обостряется, и мы более отчетливо ощущаем свое «Я». Взгляните на дирижеров – стоя лицом к оркестру, в котором 60 или больше музыкантов, они способны различить каждый инструмент, каждую ноту, каждую мелодическую линию, каждую вариацию, которая вливается в основную тему. Но при этом какой прекрасный пример присутствия здесь и сейчас для самих себя они подают нам! И как умеют заразить одной эмоцией весь оркестр. В этом-то и заключается главный секрет: чем активнее и внимательнее мы слушаем музыку, тем более сильные и глубокие чувства испытываем. Здесь есть точная параллель с роджерианской техникой активного слушания: благодаря ей психолог может лучше понять, что переживает клиент, и помочь ему рассказать об этом, подобрав способы выражения для тех оттенков чувств, которые часто остаются за пределами слов.
А ведь в наших чувствах – если только удается их распознать, выразить и научиться управлять ими – скрыта преображающая нас мощь. Как утверждал Юнг, без чувств невозможно превратить сумерки в свет и апатию в действие. Целебная сила музыки известна с незапамятных времен. Благодаря ей этот вид искусства сегодня стал самостоятельным направлением психотерапии. Новые исследования в области психоневрологии помогают понять механизмы исцеляющего действия музыки. Каждый звук – это волна со своей частотой и амплитудой, вполне материальная сила, которая проникает в клетки головного мозга и воздействует на многочисленные его зоны, вызывая ответные реакции.
Ключ от нашего «Я»
Именно поэтому музыка не оставляет нас равнодушными: она вызывает разнообразные чувства, пробуждает память и стимулирует воображение, заставляет испытывать те или иные физические ощущения, а порой даже приводит в состояние душевного просветления. Музыка затрагивает архетипический материал настолько глубокий, что исполнители могут о нем даже не догадываться, считал Юнг. Поскольку музыка способна воздействовать на наши чувства, с ее помощью мы можем восстанавливать силы, погружаясь в глубины своей души. Несмотря на то что музыка – универсальное искусство, каждый из нас воспринимает ее по-своему, в соответствии со своей культурой, образованием, способом восприятия и, главное, в соответствии с индивидуальной структурой психики. В зависимости от того, как мы видим себя и мир. Или, точнее, как мы его слышим…
* По данным французского Научного комитета по новым рискам для здоровья (CSRSEN).
Упражнение: составьте плейлист своих чувств
Есть мелодии, которые мы готовы слушать без конца. Но почему? Вспомните свои любимые композиции и подумайте: о чем вам говорит ваш выбор? С помощью этого простого упражнения вы сможете определить, какие именно музыкальные композиции помогут вам почувствовать себя самим собой.
1. Прочтите этот список положительных эмоциональных состояний: веселье, очарование, восторг, экстаз, гордость, удовлетворение, радость, счастье, восхищение, эйфория, облегчение, утешение, отдых, терпение, спокойствие, безмятежность, надежда, уважение, удивление, насыщение, стойкость, наслаждение, ностальгия, изумление, удовольствие, блаженство, нега, нежность, страсть, любовь, жалость, доброжелательность, сочувствие, обожание, гармония, успокоение, умиротворенность, безопасность, благополучие, смелость, уверенность, задор.
Отметьте три из них – те, которые позволяют вам в наибольшей степени чувствовать себя собой. Дайте себе время подумать, запишите выбранные состояния – эти три ключевых слова вам понадобятся позже.
2. Найдите время, чтобы внимательно прослушать несколько раз свои любимые мелодии или что-то новое, что вам давно хотелось открыть для себя. Для каждого из произведений попытайтесь спонтанно определить два главных эмоциональных состояния (из списка выше), которые его характеризуют.
3. Еще раз внимательно прослушайте композиции по одной и попробуйте ответить на вопрос: «Почему эта музыка ассоциируется у меня именно с такими состояниями?» Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
4. Когда вы прослушаете не меньше 20 треков, вспомните три ключевых слова, которые вы записали в начале упражнения. Сравните их со списком состояний, которые вы назвали в связи с музыкальными произведениями. Теперь вы сможете легко выбирать ту музыку (и соответствующие ей эмоции), которые лучше всего отвечают вашим потребностям в ситуациях, когда вам особенно нужно набраться сил и почувствовать себя по-настоящему собой. Вы заметите также, что положительные эмоции, подкрепленные точно выбранной музыкой, – это реальная энергия, способная изменить вас изнутри. Э. П.
Узнать больше
Книга «Тайны гениев» Михаила Казиника – это и наши тайны, тайны возможного конгениального восприятия. Музыковед и блестящий популяризатор помогает нам понять законы, на которых построено произведение, и благодаря этому полнее его почувствовать (Новый Акрополь, 2011).