Татуировки, нательные украшения встречаются практически в любой культуре: они используются в косметических или декоративных целях, а также могут служить средством идентификации. «Зачем я сделал тату дракона на плече? Во-первых, потому что это красиво… Кроме того, тату притягивает взгляды и мне кажется, я стал более привлекательным!» — смеется 48-летний Филипп.
Считается, что татуировки чаще делают подростки, которые вообще склонны к бунтарству. Взрослые же стараются все тщательно взвесить и не совершают импульсивных поступков вроде походов в тату-салон. Но соответствует ли это действительности? Сразу скажем, что нет.
В нашем коллективном бессознательном прочно укоренилось мнение, что татуировка — это всегда некий вызов. Не в последнюю очередь благодаря запрету на нанесение тату церковью. К слову, Библия запрещает любые украшения своего тела — пирсинг, шрамирование… Кроме того, татуировки долгое время являлась признаком исключительно маргинальных групп населения: их делали или «плохие мальчики» всех сортов, или заключенные («не забуду мать родную»). Мало кому из благопристойных граждан хотелось добровольно отправить себя в группу антисоциальных элементов.
Как необычные украшения или яркий макияж, татуировка приковывает взгляды, но всегда является чем-то большим, чем просто желанием привлечь внимание, соблазнить. Ее наносят однажды и навсегда, демонстрируя миру желание контролировать не только вид собственного тела, но и интерес к нему окружающих. «У меня на лодыжке написано слово «Спокойствие». Это то место, которое может быть видно или не видно окружающим в зависимости от моего настроения. Получается, что я сама решаю, кто будет видеть мою татуировку, а кто — нет!» — говорит 45-летняя Виктория.
В африканских или индейских племенах татуировка используется как своеобразная визитная карточка, помогающая разделять «своих» и «чужих» даже при беглом взгляде. Нательный рисунок важен для духовного (тату наделяется защитными, мистическими свойствами), и для земного: знаки отличия, в том числе и внутри племени — воины, охотники, вождь, шаман.
Люди западной культуры наносят татуировку, чтобы подчеркнуть свое «Я», выделиться среди остальных. Сегодня значительно меньше используют этнические рисунки и традиционные орнаменты, но в целом популярность тату увеличивается. Аналогичный рост наблюдался в 80-е годы, когда также в моде были индивидуальность, нарциссизм, выпячивание уникальности собственного «Я».
Современные татуировки часто говорят о чувствах, зачастую люди выбирают в качестве рисунка имена близких или любимых. Многие стремятся обозначить свое жизненное кредо или запечатлеть близкую сердцу мудрую мысль, используя символизм, — «птицы» как отражение свободолюбия натуры или «тигр» для демонстрации силы и бесстрашия. Татуировка, согласно психологу Давиду Ле Бретону (David Le Breton), это «ставка на самого себя», самопрограммирование настроя и собственной судьбы1. А это имеет значение и в 20 лет, и в зрелом возрасте.
1 Автор книги «Знаки идентичности: татуировка, пирсинг и другие телесные метки» (Signes d'identité, tatouages, piercings et autres marques corporelles, Métaillé, 2002).