Наталья Гервиц, 24 года, автор идеи антикафе «Зеленая дверь»«Я знала, что нужно попробовать»
«После окончания университета моя жизнь шла по инерции: я продолжала учиться в аспирантуре, работала там же, куда устроилась еще студенткой. Мой круг общения не расширялся. Наверное, поэтому у меня и возникла эта идея: захотелось организовать такое пространство, где бы люди собирались ради общения. Вспомнились и институтские вечеринки: мы шли в какую-нибудь аудиторию после занятий, пили чай с тортиком, доделывали домашние задания… И было действительно весело! А что если открыть антикафе, где посетители платят не за еду, а за проведенное там время? Мы с друзьями впятером скинулись на создание «Двери». Было страшно вкладывать собственные средства. Но у меня и уверенность была, что нужно попробовать.
Наше антикафе – это абсолютно честный формат: человек проводит время так, как ему хочется. Гости могут посидеть в библиотеке, посмотреть кино или какую-нибудь выставку, послушать или прочитать лекцию, поиграть в настольные игры. Они могут сами что-то приготовить на кухне и даже принять душ. Полная свобода! Такого до нас никто не делал».
Записала Юлия Варшавская
«Едва ли не каждому из нас знакомо состояние мучительных раздумий над поставленной задачей. Кажется, что решение где-то совсем рядом, оно проходит по краю сознания, но ускользает в последний момент. Как нам не хватает того озарения, которое посетило Архимеда в миг, когда он вскричал свое знаменитое «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, он открыл основной закон гидростатики, погрузившись в ванну. А творческие поиски Исаака Ньютона, как рассказывают, увенчало яблоко, упавшее ученому на голову. Но добьемся ли мы того же результата, если уляжемся в ванну или получим яблоком по голове?В чем дело – в счастливом стечении обстоятельств или в особенностях личности, попавшей в эти обстоятельства? Кто те избранные, которым даются в руки великие идеи?
Кому помогает случай?
Сами авторы великих идей не слишком проясняют путь к успеху. Скорее добавляют тайны. Например, Альберт Эйнштейн говорил: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его»*.
Но наука не любит мистики, пытаясь и в творческом процессе отыскать конкретные факты и ясные закономерности. Любопытную схему творческого процесса предложили социальный психолог Грэм Уоллес (Graham Wallas) вместе с математиком и психологом Жаком Адамаром (Jacques Salomon Hadamard). Они изучили рассказы множества ученых о своей работе и выделили четыре этапа рождения идеи. Первый: решение сосредоточиться на задаче, максимально точно сформулировать ее. Второй этап: цель определена, и можно «отпустить» свой ум, переключившись на что-то другое и предоставив активно работать бессознательному. Когда решение найдено, возникает инсайт – озарение, находка – третий, самый короткий и яркий этап. И наконец, четвертый этап: найденная идея проходит проверку – действительно ли она нова? Верна или ошибочна? Представляет ли ценность?
Современные нейробиологи признают эту схему, не оставляя места романтизму. Но как же озарение, которое не требует усилий от творца?
«Это устаревший стереотип! – убежден Лионель Наккаш (Lionel Naccache), нейрофизиолог из Института мозга в Париже. – Разум и целенаправленное усилие играют важнейшую роль в творческом процессе. Но мы осознаем лишь незначительную часть той информации, которую в действительности обрабатывает наш мозг». Это важное замечание. Смысл его в том, что мы можем и не понимать, насколько напряженно ищет наш мозг решение той или иной задачи. Скорость бессознательных операций намного выше, чем та, которую способна развить наша медлительная логика при сознательной обработке информации. Поэтому неудивительно, что, когда возникает яркая идея, нам может показаться, что она пришла извне, а не рождена нашим разумом.
Итак, если мы хотим найти решение трудного вопроса, то нам следует как можно точнее поставить задачу – а затем предоставить работать бессознательному, которое способно производить поиск решения очень быстро, интенсивно и в разных направлениях. Бессознательное может скорректировать и даже переформулировать задачу, то есть «создать совершенно новое решение, не предусмотренное первоначальной формулировкой», – считает Лионель Наккаш.
История науки знает немало примеров как бы случайных открытий, когда ученый ищет одно, а находит другое. Например, так был открыт пенициллин: биолог Александр Флеминг вернулся из отпуска и обнаружил, что в сосудах, где он оставил стафилококковые культуры, поселилась плесень. Вместо того чтобы выбросить свидетельства неудавшегося опыта, Флеминг стал их внимательно изучать. И обнаружил, что вокруг плесени есть чистое пространство, в котором бактерии не развиваются. Так родился первый в мире антибиотик. Почему повезло именно Флемингу? Ответ – в словах другого выдающегося биолога, Луи Пастера, который и сам именно так, «ненароком», пришел к идее вакцинации: «Случай помогает только подготовленному уму».
Мысль в ловушке
Мы классифицируем вещи по категориям, и эта операция позволяет нам делать обобщения. «Но каждый раз, прибегая к категории, – пишет коуч Люк де Брабандер (Luc de Brabandère), – мы закрываем глаза на уникальность объектов, которые она объединяет. Приведу пример, к чему это приводит в бизнесе. У торговой сети Carrefour были все ноу-хау и необходимые поставщики, чтобы создать самый большой в мире онлайн-магазин. А сделал это Amazon, новичок на рынке. Это и есть ловушка категориального мышления, одна из тех, в которых так часто вязнет наша креативность. Иногда компании-гиганты можно сравнить с океанскими лайнерами, настолько огромными, что люди, на них работающие, уже не видят ни океана вокруг, ни тем более других кораблей»*.
* «Les mots et les choses de l'entreprise» (Mols, 2012).
Эдуард Сагалаев, 66 лет, автор идеи телепрограмм «Взгляд», «12 этаж», «7 дней», телеканалов «ТВ-6» и «Психология 21»«Выйти за рамки привычного»
«Рождение идеи – это как настоящие роды: она и вынашивается долго, и появляется на свет мучительно. Причем весь подготовительный процесс в основном проходит неосознанно. Парадокс, но иногда оказывается плодотворным состояние депрессии, когда я испытываю глубокое недовольство жизнью, страх не состояться, потерять чье-то уважение. Так было, например, когда после прихода к власти Ельцина я занял пост гендиректора «Останкино». Очень быстро стало ясно, что сделать то свободное телевидение, о котором я мечтал долгие годы, мне не позволят. Было страшное разочарование и чувство бессилия. И вдруг ко мне пришла спасительная мысль: а кто сказал, что я не могу уйти из этой системы? Нужно создать свой канал! И сразу все встало на свои места. Конечно, было много страха, ведь частных каналов у нас еще не существовало. И вместе с тем я шел вперед, я сделал «ТВ-6», потому что хотел быть верным своему призванию. Во мне есть некая сила, которая ведет меня в экстремальных ситуациях. Это я сам, только другой: бесстрашный, уверенный, свободный.
С другой стороны, очень плодотворно для меня состояние игры. Оно также помогает выйти за рамки «нельзя» или «невозможно», сделать то, чего никто не делал. И тут лучшее средство – мозговой штурм, когда в нем участвуют неординарно мыслящие люди и мы вместе доводим идею до ума.
Самое важное для меня – смысл идеи. Несколько лет назад мой сын решил создать клинику Rehab Family для лечения зависимостей. Он выстрадал эту идею, сам пройдя через алкогольную зависимость. Его идея стала и моей, я с воодушевлением помогаю ему. И надеюсь, что это еще один проект, которым я смогу отчитаться за свою жизнь».
Записала Галина Никольская
Рецепт коктейля «творчество»
«Большие идеи почти никогда не бывают плодом внезапного вдохновения, – считает американский исследователь Стивен Джонсон (Steven Johnson). – Они должны созреть. Долгое время они обитают на заднем плане, в непроявленном состоянии, прежде чем обретут отчетливость».
Значит ли это, что упорный труд, концентрация на поставленной задаче обязательно приведут нас к нужному решению? Увы, это необходимое, но вовсе не достаточное условие.
Тогда нам поможет высокий уровень интеллекта? И это не совсем так. Уровень IQ выше определенного значения перестает коррелировать с жизненными достижениями, как показали исследования психолога Льюиса Термана (Lewis Terman).
Возможно, дело в особых креативных способностях? Снова нет. Можно показывать запредельно высокие результаты в специальных тестах на творческие способности, но так и не создать за всю жизнь ни одной яркой идеи. Для коктейля под названием «творчество» требуется еще множество ингредиентов.
«Творческие люди обладают удивительной способностью адаптироваться почти к любой ситуации и использовать все оказавшиеся под рукой ресурсы для достижения целей», – пишет психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), посвятивший изучению этой темы 30 лет. Ключевым отличием творцов он считает сложную организацию личности. «В них сосуществуют особенности мышления и поведения, которые у большинства людей разделены между собой. У них много внутренних противоречий, они словно вмещают в себя множество личностей»**.
Творческие личности способны быть в одних ситуациях интровертами, а в других экстравертами, в них уживаются черты лентяев и трудоголиков, фантазеров и реалистов, бунтарей и консерваторов. Но одним из самых важных качеств, присущих им всем, Чиксентмихайи считает способность наслаждаться творчеством ради самого творчества.
Выделяет он и факторы, которые вредят творчеству. Это истощение от чрезмерной работы и усталость от проблем; слабость характера, лень и отсутствие дисциплины; склонность разбрасываться и неумение сосредоточиться на главном и, наконец, расплывчатость целей и нехватка мотивации для их достижения.
Креативность как синоним счастья
И все же больше всего интригует нас сам момент озарения. Какие пути ведут к нему? «Для рождения идеи необходим открытый, свежий взгляд, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Мы отодвигаем на задний план все предварительные установки, все, что знали раньше, и позволяем явлению, на которое смотрим, открыться нам в своей сути. Это процесс эмоционально-интуитивный. В основе озарения лежит эмоциональная вовлеченность, волнение и интерес. Креативную личность отличает чрезвычайная восприимчивость, на нее производит глубокое впечатление то, на что обычные люди могут и не обратить внимания».
Говорят о внерациональности озарения и сами творцы. Многие поэты уверяют, что в моменты вдохновения как будто пишут под чью-то диктовку. А писатели признаются, что их персонажи проявляют своеволие, выходя из-под авторского контроля. Вспомним хотя бы фразу Пушкина: «Представьте, что учудила моя Татьяна, – взяла да и замуж вышла!».
«Здесь нет ничего мистического, – уверена Светлана Кривцова. – Это просто означает, что автор достиг такого уровня, когда открывшееся ему выступает как объективная реальность. В ней нельзя ничего изменить, остается лишь как можно лучше и полнее отразить то, что открылось. И вместе с тем в этот момент человек, как никогда, ощущает себя самим собой и переживает чувство невероятной творческой свободы».
Михай Чиксентмихайи различает два типа креативности. Креативность с маленькой буквы – творчество «для себя», меняющее лишь жизнь самого человека и его ближайшего окружения. И креативность с большой буквы, изменяющая жизнь всего общества. Но совершаем ли мы открытие для всего мира или придумываем что-то лишь для себя, качество жизни в любом случае меняется. «Если идея реализована, это окрыляет нас. Мы ощущаем полноту жизни, согласие с собой и с миром, – говорит Светлана Кривцова. – А это и есть главный критерий счастливой жизни».
* А. Эйнштейн «Мир и физика» (Тайдекс Ко, 2003).
** M. Csikszentmihalyi «Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People» (HarperCollins, 1996).
Идеи рождаются… если их не критикуют
Брейнсторминг, или мозговой штурм, – метод коллективного обсуждения проблем, позволяющий компании или предприятию выработать новые идеи развития. Придумал его американский журналист и рекламщик Алекс Осборн. На начальном этапе задача состоит в том, чтобы участники высказали как можно больше идей по поводу поставленной перед ними проблемы. Критиковать их запрещено. Вместо «Да, но…» полагается говорить «Да, и…» Это одна из форм дискуссии без конфликта. Все идеи достойны того, чтобы их выслушать. Оценка и отбор будут происходить только на втором этапе, на первом же цель состоит не в том, чтобы придумать готовое решение, а в том, чтобы суметь посмотреть на задачу под новым углом зрения. Существует множество приемов и техник брейнсторминга. Вот какой пример приводит математик и бизнес-консультант Люк де Брабендер (Luc de Brabandère): «Одна из техник состоит в том, чтобы попросить сотрудников компании описать свою работу, не прибегая к привычному словарю. Однажды я проводил брейнсторминг на предприятии, где выпускают игристые вина. Я предложил участникам рассказать мне, в чем состоит их работа, не пользуясь словами «вино», «бутылка», «год урожая», «пузырьки», «экспорт», «продажи». Через некоторое время кто-то сказал: «Наша работа – делать так, чтобы праздники удались». Именно на основе этой идеи и были затем созданы производные продукты и разработано новое привлекательное оформление. Все это, с точки зрения маркетинга, стало для компании большим шагом вперед».
Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»
Активное состояние радости, полного поглощения своим делом, когда удовольствие сливается с усилиями и смыслом… Испытать его может каждый из нас, утверждает открыватель состояния «потока» американский психолог Михай Чиксентмихайи*.
Читайте также: Проявить свою креативность