Мессенджеры, смартфоны и коммуникаторы — настоящий подарок для заядлого лжеца. Врать при онлайн-общении проще: в этот момент собеседник не может считать невербальные сигналы и полагается лишь на текст.
Разобраться, как часто люди этим пользуются при общении с помощью электронных сообщений и эсэмэс, взялась Мэделайн Смитиз Университета Нортвестерн (США) и ее коллеги*. Для проверки на правдивость было отобрано 164 студента. Испытуемым предложили пересмотреть две свои последние переписки, которые они могли выбрать сами. Участники опроса раскрывали содержание 15 сообщений из этих переписок, а затем честно отвечали, насколько каждое из этих сообщений правдиво.
В результате выяснилось следующее:
- 11% всех сообщений содержали в себе обман;
- при этом 23% испытуемых сообщили, что не лгали ни в одном сообщении;
- большинство среди тех, кто был уличен в обмане, делали это, по их собственному признанию, нечасто;
- только 5 человек из всех 164 оказались отъявленными лжецами — обман был обнаружен в половине их сообщений.
Исследователи предполагают, что люди часто лгут в сообщениях, когда речь идет о координации социальных планов. Например, человек, который опаздывает на встречу, может сказать, что уже вышел из дома или застрял в пробке, хотя это не так.
Причина в том, что общение по переписке позволяет безнаказанно лгать о нашем местонахождении. Такая «ложь во спасение» позволяет избежать конфликта и оправдать себя в глазах ожидающего. **
С другой стороны, ложь в сообщениях может быть весьма рискованной. Поняв, что в переписке содержится обман, человек, которого пытались провести, будет иметь против вруна неопровержимые улики в письменном виде.
* M. Smith, J. Hancock, L. Reynolds, J. Birnholtz «Everyday Deception or A Few Prolific Liars? The Prevalence of Lies in Text Messaging», Academia.edu, 2014.
** G. Seidman «How Much Do We Lie in Text Messages?», Psychology Today, November 2014.