Почему женщины любят шопинг больше мужчин?

Опрос двух тысяч британцев, проведенный в 2013 году, показал, что большинству мужчин становится скучно примерно через двадцать шесть минут хождения по магазинам, женщины же прекрасно себя чувствуют на протяжении двух часов шопинг-марафона. По этой причине 80% представителей сильного пола называют поход по магазинам со своей половиной – настоящим испытанием, а 45% наотрез отказываются от такого времяпрепровождения. Почти половина совместных выходов заканчивается размолвками, так как мужчинам свойственно быстро делать выбор, в то время как их спутницам требуется время и более внимательно знакомство с товаром, чтобы принять решение. Что скрывается за столь разными моделями поведения, когда речь заходит о покупках? Этим вопросом задался исследователь в области трансперсональной психологии Стив Тейлор (Steve Taylor) в своей книге «The Fall» , где он анализирует труды по антропологии и ранней истории человечества.*

Охотники и собиратели

Приблизительно до восьмой тысячи лет до нашей эры все человечество жило за счет охоты на диких зверей - этим занимались мужчины, и собиранием диких плодов и растений – прерогатива женщин. «При этом истинными добытчиками по праву можно называть женщин, - говорит Стив Тейлор. – Предполагается, что именно они приносили от 80 до 90% пищи, так как диета наших предшественников была преимущественно вегетарианской – лишь 10-20% в ней занимала мясная пища». Около восьмой тысячи лет до нашей эры на Ближнем Востоке начали зарождаться земледелие и одомашнивание животных, которые постепенно распространялись в Азии и Европе. «Неудивительно, что после стольких тысяч лет занятий охотой и собирательством это осталось в нашей крови, отсылая нас к нашим покупательским привычкам, - говорит Тейлор. - И когда женщина совершает шоппинг, она реализуют свои былые инстинкты «собирательниц», только исследование деревьев на предмет самых достойных плодов оборачивается теперь пристальным изучением одного магазина за другим». В то же самое время мужские покупательские привычки могут быть связаны с также сохранившимся в генной памяти занятием – охотой. И это может объяснять то, что мужчины скорее сосредоточены на единой цели: поиске одного предмета в поле своего зрения и не склонны от этого отклоняться. Ведь в доисторические времена у них также была одна задача: стремительно убить животное и отправиться домой. Им не приходилось, подобно женщинам, тратить много времени ни на долгие перемещения в пространстве, ни на то, чтобы инспектировать свою добычу, проверяя на съедобность. Они лишь выслеживали животное, убивали его, и немедленно доставляли к домашнему очагу. «Возможно, желание современных мужчин как можно скорее покинуть магазин также базируется на древнем инстинкте: если охотник оставлял убитое животное на слишком долгий срок, на него могли покуситься другие хищники, - замечает Стив Тейлор. - К тому же жаркий и влажный климат также не позволял мужчинам передохнуть – добычу необходимо было как можно быстрее доставить в надежное и укромное место». Эту же анималистическую теорию связи современных покупательских привычек и опыта «охотников-собирателей», сохранившегося в нашем генетическом коде, доказывают антропологи Даниэль Крюгер (Daniel Kruger) и Дрейсон Байкер (Dreyson Byker). ** В результате ряда экспериментов в торговых центрах они обнаружили, что женщины значительно успешнее справлялись с занятиями, которые ассоциировались с неспешным собирательством, даже учитывая, что среда и предметы отнюдь не соответствовали тем, с чем приходилось сталкиваться нашим предшественникам. Мужчины при этом набрали большие очки в состязаниях, которые ассоциировались с охотой.

Шопинг – две разные дороги

alt

«Сами особенности психосексуального развития мужчин и женщин напрямую отражаются на различиях в покупательском поведении», – утверждает юнгианский аналитик Лев Хегай. Девочки воспитываются более социальными, покладистыми, внушаемыми, коллективными. В воспитании же мальчиков подчеркивается независимость и индивидуализм, вплоть до допущения бунтарства. И для женщин поход в магазин – это не только необходимость что-то приобрести, но и возможность отдохнуть и развлечься, часто – пообщаться с подругами. «Для мужчин же, если у них нет цели купить что-то конкретное, социальная зависимость от магазина и социума может быть напрягающей, - говорит Хегай. - Если же у них есть необходимость что-то купить, они будут это делать с упорством, полностью сосредоточившись на цели. Ведь для мужчин важнее успех и результативность, в то время как для женщин – сам процесс». Неслучайно, что по статистике представители сильной половины делают больше покупок в интернете. По словам Льва Хегая, это дает им возможность получить всю информацию о товаре и почувствовать свою компетентность, при этом поддерживая иллюзию независимости от социума. Результат есть, а ощущения принуждения нет.

Семейный терапевт Мария Аскольская обращает внимание на то, что совместный шоппинг – это по-своему хороший психологический урок, нацеленный на умение чувствовать партнера: он устал, ему это сейчас не очень интересно или, напротив, он увлечен и не может прерваться. Учитывая объективные гендерные различия, люди имеют возможность переносить этот внутренний опыт на другие сферы семейной жизни, избегая желания переделать партнера под себя, что является частой причиной ссор. Это оказывается возможностью научиться давать друг другу побольше взаимной свободы, когда, поддерживая при необходимости партнера советом, никто при этом не теряет возможности отойти и заняться чем-то иным.

* Steve Taylor «The Fall: The Insanity of the Ego in Human History and the Dawning of a New Era»

** Daniel Kruger , Dreyson Byker. «Evolved Foraging Psychology Underlies Sex Differences in Shopping Experiences and Behaviors.» Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology, Март, 2009