Psychologies : Как вы объясните наш сегодняшний интерес к таким ценностям, как доброта?
Матье Рикар Матье Рикар: Мы осознаем, что альтруизм, отзывчивость и доброта являются частью нашей натуры. Хотя это вовсе не новость. Еще Дарвин говорил о необходимости взаимопомощи для эволюции и людей, и животных, а Адам Смит указывал на важную роль кооперации в экономике. Но с начала ХХ века завоевали популярность новые теории. Фрейд провозгласил, что альтруизм есть компенсация желания причинить зло другим, тем самым внушив обществу, что эгоизм является признаком психического здоровья. Экономисты заявили, что альтруизм вреден для производительности труда. Ученые стали говорить об «эгоистичном гене»*, а философы – превозносить «добродетель эгоизма»**... Но сегодня мы возвращаемся к прежним представлениям. Последние исследования психолога Дэниела Бэтсона (Daniel Batson) подтверждают, что настоящий альтруизм действительно существует***; экономист Эрнст Фер (Ernst Fehr) в своих работах доказывает, что необходимо учитывать этот тип взаимоотношений при разработке экономических моделей****.
Но почему именно сейчас?
М. Р. М. Р.: Потому что с наступлением эпохи глобализации мы отчетливо ощущаем, что все находимся в одной лодке. Перед лицом глобальных экологических проблем, наблюдая, как углубляется разрыв между богатыми и бедными, между Севером и Югом, мы понимаем, что время соперничества ушло, теперь необходимо сотрудничество. Без этого мы все окажемся в проигрыше. Мы отчетливо осознаем, что пресловутые индивидуализм и эгоизм приносят нам несчастье. Из-за них мы чувствуем себя одинокими, слишком много копаемся в себе и впадаем в депрессивное состояние...
А на деле среди нас скорее царят агрессия и отчуждение...
М. Р. М. Р.: Действительно ли они царят? А может быть, нас это так шокирует, потому что противоположно нашей природе? Допустим, вы стоите на обочине дороги у своей машины, у которой спустило колесо, и никто не останавливается вам помочь. Как вы реагируете? Вы возмущены! Если бы эгоизм был общим свойством всех людей, он бы нас не шокировал. И мы бы не чувствовали себя так скверно после того, как сами его проявили.
Его путь
- 1946 Матье Рикар (Matthieu Ricard) родился во Франции, в семье известного философа Жана-Франсуа Ревеля (Jean-Francois Revel).
- 1967 Первая встреча с тибетскими буддийскими наставниками в Индии.
- 1972 Защитил докторскую диссертацию по генетике. Переехал в Тибет и стал буддийским монахом.
- 1989 Стал французским переводчиком далай-ламы.
- 1997 Выпустил вместе с отцом книгу «Монах и философ» («Le Moine et le Philosophe »), ставшую бестселлером и переведенную на 21 язык.
Но одного желания быть добрым недостаточно! Ведь мы часто ведем себя как эгоисты, даже не отдавая себе в этом отчета. Это идет изнутри и оказывается сильнее наших установок.
М. Р. М. Р.: Если вы не поняли, что эгоизм делает вас несчастным, то проведите выходные, культивируя в себе только его, и посмотрим, как вы себя будете чувствовать в воскресенье вечером. А следующие выходные попробуйте провести под знаком альтруизма и сравните ваши ощущения. Открытость и внимание к нуждам другого приносит нам ощущение легкости. Потому что такое поведение соответствует реальному положению дел: мы все зависим друг от друга.
То есть вы не допускаете, что у нас могут быть эгоистические наклонности?
М. Р. М. Р.: Ну почему же, вовсе нет! Я представляю собой смешение света и тьмы, но вопрос в том, какие последствия для моего самочувствия влечет мое эгоистическое или, наоборот, альтруистическое поведение. Приливы ненависти и зависти накатывают быстро и легко захватывают нас. Однако для того, чтобы понять, отчего мы страдаем или, наоборот, чувствуем себя хорошо, нам требуется время. А чтобы развивать в себе альтруизм, нужно тренировать дух.
Под тренировкой духа вы подразумеваете
М. Р. М. Р.: Да, но совсем не обязательно как прием духовной восточной практики. Этимологически в слове «медитировать» заложено два смысла: «обдумывать со всех сторон какой-то вопрос» и «заботиться о чем-то». Это мыслительная работа. Она происходит, например, когда мы развиваем в себе способность к сосредоточенному вниманию, когда мы проявляем бескорыстную любовь. Эта работа состоит и в том, чтобы принять факт непостоянности и в то же время взаимозависимости вещей и живых существ.
«ПЕРВЫЙ ШАГ: ПРИЗНАТЬ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ, СВЯЗАННЫМ С ДРУГИМИ, КОТОРЫЕ ТАК ЖЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ»
А что конкретно вы посоветуете делать в такие дни, когда нам и хотелось бы быть добрее к своим близким, но вопреки своей воле мы ведем себя несносно?
М. Р. М. Р.: Скажите себе: «Да, конечно, я повел себя нехорошо, но в глубине души я не желаю ни сам страдать, ни причинять страдания другим. А тот человек, который меня так раздражает, он тоже ведет себя нехорошо по отношению к себе и другим – но ведь и он не просыпается утром с желанием причинить кому-то страдание. Если для меня так важно мое желание быть счастливым, я должен с уважением относиться и к его такому же желанию». Это первый шаг: признать себя человеком, связанным с другими, которые точно так же заслуживают уважения. Затем надо развивать в себе способность к бескорыстной любви. Легко начать с близкого существа: своего ребенка, спутника жизни,
Читайте также по этой теме:
- Добро должно быть... изобретательным. Конкурс
- Будьте добры
- Проявим отзывчивость
- Доказанный эффект
- «Доброта существует ради себя самой»
- Круговорот теплых чувств
- Что бы сделать такого хорошего?
- Будьте любезны – это полезно!
- Зачем нам нужна улыбка
- 12 шагов к благополучию
- Мужество сказать спасибо
- Так ли мы равнодушны
- Благодарность идет нам на благо!
- Равнодушных очень мало!
- Спасибо, которое надо было сказать
- Спешить делать добро
- Позволить себе быть добрыми
- Остановить насилие в школах!
- Старики – бриллианты общества
- «Вежливость нам позволяет меньше ранить другого»
Россия пока не готова меняться?
В отличие от жителей Европы, россиянам более свойственны ориентация на успех, социальное признание и власть, чем внимание к другим людям и альтруизм*. Нам слишком долго навязывали коллективизм, призывали ставить общественное благо выше личного. И еще мы, как пелось в песне, все были «пред Родиной вечно в долгу», то есть несли пожизненные обязательства друг перед другом, государством и огромными территориями страны. После распада империи маятник качнулся в сторону индивидуализма и равнодушия к другим людям, и большинство стало жить по принципу «каждый за себя». Со временем общество, скорее всего, найдет баланс между альтруизмом и разумным эгоизмом, помощью другим и собственной выгодой. Во всяком случае, хотелось бы на это надеяться...
Анастасия Аскоченская
* По материалам международного социологического проекта «Европейское социальное исследование» – «Россия в Европе» (Academia, 2009).
Но есть ли смысл воспитывать в себе доброту и отзывчивость, когда мы живем в мире, утверждающем противоположные вещи?
М. Р. М. Р.: Я верю в «эффект дождевых капель»: сначала несколько капель падают на тротуар, потом к ним добавляются другие, потом появляется лужица, и скоро уже весь асфальт мокрый. Эти «точки перелома» в общественном сознании сперва определяют неправительственные организации, социально активные личности, интеллектуалы, властители дум. А дальше уже вступает в игру наша природная склонность к подражанию. Именно так и происходят изменения в культуре.
Может ли человек вообще стать лучше?
М. Р. М. Р.: Философ Андре Конт-Спонвиль (Andre Comte-Sponville) говорит, что современный человек не лучше Аристотеля – меняются только общества. С научной точки зрения это означает, что у Аристотеля и у нас одинаковые гены, а чтобы они изменились, должно пройти пятьдесят тысяч лет. Но благодаря работам в области эпигенетики мы знаем, что на этом стабильном фоне некоторые гены экспрессируются, а другие нет, и те, которые не проявляли себя на протяжении многих поколений, могут вдруг это сделать под действием внешнего стимула. А исследования нейропластичности также показывают, что пребывание в определенной среде отражается на конфигурации нашего мозга. Так что, если мы растем в культуре, где проповедуется альтруизм, мы будем иными, даже если наши гены такие же, как у Аристотеля, который отстаивал рабство! При всем при этом не надо ждать, пока изменится мир, чтобы измениться самим! Как говорит далай-лама, «не может быть внешнего разоружения без разоружения внутреннего».
Вы говорите о далай-ламе, который для многих – само воплощение альтруизма. Однако же этого оказывается недостаточно, чтобы справиться с той сложной ситуацией, в которой находится его народ...
М. Р. М. Р.: Вы думаете, если бы мы стали взрывать китайские боинги и двинулись по спирали мести, тибетский народ страдал бы меньше? Когда появляется малейшая надежда на переговоры между Израилем и Палестиной, за это дают Нобелевскую премию. А когда далай-лама с самого начала проявляет стремление и готовность к диалогу, о нем говорят, что он слабый! А ведь желание открыться навстречу другим людям – это проявление не слабости, но ума.
И все же иногда мы боимся проявлять доброту: а вдруг это будет воспринято как признание в слабости и нас раздавят?
М. Р. М. Р.: А какова альтернатива? Другой человек ведет себя плохо, вы поступаете так же, и в итоге проигрывают все. Когда один человек оскорбил Будду, тот спросил его: «Если кто-то протягивает тебе подарок, а ты его не берешь, то в чьих руках он остается?» Человек ответил: «В руках того, который хотел его подарить». И Будда сказал: «Так вот, если я не принимаю твои недоброжелательные слова, они остаются при тебе!»
*Р. Докинз «Эгоистичный ген» (Мир, 1993).
** А. Рэнд «Концепция эгоизма» (Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга, Макет, 1995).
*** C. D. Batson «Altruism in Humans» (Oxford University Press, 2011).
**** Journal of Economic Perspectives, 2005, vol. 14, № 3.