Ответственность за неправильное восприятие информации лежит на воспринимающих не полностью. Во многих случаях подача информации намеренно организована таким образом, который исключает или затрудняет возможность ее критически оценить. Для этого есть специальные технологии манипулирования. Например, внимание адресата отвлекается от основного содержания и переключение на второстепенное. При этом у адресата смещается фокус сознания, и критичность снижается.
Простейший и всем знакомый пример: мы смотрим на телеэкран, нам показывают счастливых людей, дружную, веселую семью. Наше внимание занято их взаимоотношениями. Потом нам ненавязчиво сообщают: если вы купите нечто, то вы станете тоже такими счастливыми и веселыми. Сначала дается позитивная яркая картинка, а потом следует предложение что-либо купить – как способ достичь такого же приятного состояния. Зритель не успевает понять, что он получит вовсе не то, что ему показывают. Так формируется спрос, усиливается покупательская активность. Человек покупает предложенное, но, конечно, не получает того, что хотел. С помощью покупки невозможно удовлетворить потребность в близости и хорошей семье. Добавлю еще, что мы живем в могучем потоке информации, и часто не в состоянии оценивать ее просто из-за количества.
Также есть психологические состояния и возрастные особенности, которые снижают критичность осмысления информации. У детей еще мало опыта и сознание не очень развито. У подростков эмоции преобладают над рассудком – такова особенность подростковой психики. А некритичность пожилых людей часто связана, во-первых, с привычкой доверять средствам массовой информации, а во-вторых, с возрастными физиологическими изменениями: критическая функция зависит от работы коры головного мозга, которая нарушается из-за сосудистых заболеваний, атеросклероза, длительно текущей гипертонической болезни. Снижение критичности можно наблюдать и у взрослых – когда они утомлены, не выспались, голодны, например, из-за жесткой диеты с ограничением белка и глюкозы.
Отсюда вывод: чтобы разумно оценивать поступающую к нам информацию, нам следует регулярно питаться, высыпаться, бывать на свежем воздухе.
Наше повседневное окружение также несет информацию, которая влияет на наше состояние, хотя мы чаще всего этого не осознаем. Пейзаж промзоны или третьего кольца утомителен и однообразен, он не имеет эстетической ценности и истощает нас.
Полезно время от времени устраивать себе дни психологической разгрузки – когда информации поступает минимум и при этом она здоровая и полезная. Например, провести целый день на природе – то, что мы узнаем от леса, воздуха и воды наверняка пойдет нам на пользу.
Раз в месяц в редакции Psychologies за овальным столом собирается несколько психологов, писателей, деятелей культуры. Каждый из них рассказывает, что его волнует или интересует на сегодняшний день. Выбирается одна общая тема – и каждый из гостей пишет небольшой текст. В результате мы получаем объемную картину – несколько мнений по одному вопросу. Тема нашего последнего «Овального стола» – «Некритическое отношение к информации».