«Дневник Бриджит Джонс» появился на рубеже веков, когда в киноиндустрии еще царили высокие стандарты красоты и молодости, но уже начинался поиск новых женских амплуа, расширяющих экранное представление о самоощущении. Тогда, в начале XXI века, героиня Рене Зеллвегер внесла в глянцевый женский кинообраз иронию, разоблачая идеал. Ее отчаянная, полная надежды улыбка завоевала сердца зрителей, а очаровательный оптимизм и платье на два размера меньше стали знаковыми.
Теперь, четверть века спустя, Бриджит Джонс возвращается на экране в четвертый раз, чтобы развенчать другие стереотипы и рассказать новую историю — о жизни после пятидесяти, полной надежд и планов, несмотря на потери. Девиз сиквела (а также новой Бриджит со старым фирменным прищуром) звучит четко и емко: «недостаточно выживать, надо жить».
За что мы полюбили Бриджит
(Спойлер: за то, что видим в ней себя)
Бриджит всегда была одной из нас — девочек, девушек, женщин. Ее детская непосредственность, подростковая неуклюжесть и зрелое признание своих недостатков объединяют поколения. Впрочем, объединяет их и кое-что еще: лишний вес, недовольство собой и зависимость от чужого мнения.
Бриджит Джонс всегда была немного «своей» — неуклюжей, смешной, отчаянной, нелепой, неидеальной. И ее проблемы всегда были немного «своими». Кто из нас не давал обещания похудеть, бросить пить или курить, прекратить встречаться с подонками и вообще кардинально изменить свою жизнь с понедельника, только чтобы снова столкнуться с тем, что все это чертовски сложно? Кто из нас в минуты отчаяния не допускал, что помолодеть и поумнеть гораздо сложнее, чем спиться и исчезнуть из виду?
Рецепт Бриджит для преодоления трудностей прост — смириться с собой, принять и полюбить, чтобы стать любимой. И, возможно, именно сочетание жесткой твердой реальности с воздушными мечтами о лучшем будущем делает ее историю такой близкой, понятной, обнадеживающей.
Смешное и грустное, романтическое и прозаическое — все в ней сплетается в правду жизни, которую хочется услышать от женщины
История Бриджит — это экранизация романов Хелен Филдинг, в которых классический сюжет «Гордости и предубеждения» Джейн Остин обретает современное звучание. Прошло 200 лет, но женщины все так же балансируют на грани. Правда, теперь героиня лавирует не между статусом и любовью, а между карьерой, свободой и одиночеством. Между своими представлениями о себе и чужими ожиданиями. А счастье по-прежнему остаётся путем к балансу, а не конечной точкой маршрута.
Перестройка женской идентичности и возрастные кризисы
Главный специалист по возрастным кризисам, Эрик Эриксон, выделил «взрослый возраст» как самый продолжительный этап развития, охватывающий период с 26 до 64 лет. Теоретически это пик развития личности: человек точно знает, чего хочет, чего нет, его мировоззрение и взгляды на жизнь сформированы. Однако на практике этот неоднородный жизненный этап часто оказывается временем перестроек и перемен. А движущей силой перемен, как известно, часто являются страхи.
Чего боится Бриджит Джонс? Того же, чего и многие женщины: остаться без пары в 30, без ребенка в 40, без права на новую жизнь в 50.
Эти страхи раскрываются и, что важно, преодолеваются в каждом фильме
Вместе с тридцатилетней горе-журналисткой Бриджит Джонс (2001) мы узнали о страхе одиночества, а еще про то, что тридцатилетние совсем не одиноки в своем желании кардинально изменить себя и свою жизнь ради любви. Уточним, что страх одиночества в жанре ромкома — это значит разрываться между двумя красавчиками — ветреным начальником Дэниэлом Кливером (Хью Грант) и сдержанным Марком Дарси (Колин Ферт). Бриджит выбирает второго, но этот выбор подвергается невротическим испытаниям снова и снова (2004).
В третьем фильме (2016) Бриджит уже за сорок. И теперь ее главный страх — бездетность. Волей случая она внезапно беременеет и пытается выяснить, кто отец. Ребенок связывает судьбы старых возлюбленных и открывает им дорогу к алтарю. Счастливый финал обещал «Жили они долго и счастливо», но драматургия устроена сложнее.
Новая Бриджит: поиск идентичности в 50+
«Как только в жизни что-то начинает налаживаться, что-то другое рушится» — этот принцип жизни по Бриджит работал во всех частях, и четвертая не исключение.
Теперь Бриджит 53, она вдова с двумя детьми. Сын Билли замкнут, переживает потерю отца (Марк Дарси погиб в Судане в гуманитарной миссии). Дочь Мейбл, напротив, ищет нового папу активнее, чем сама Мисс Дарси.
На этом этапе тревоги главной героини трансформируются: комплексы лишнего веса уступают место страху старости. Теперь Бриджит балансирует между материнством, карьерой и новыми романтическими вызовами: в ее жизни снова два мужчины, только теперь намного младше ее — работник парка Рокстер и школьный учитель Скотт.
На этот раз Бриджит заедает не нехватку мужского внимания, а стресс от идеальной няни — и не шоколадом, а листьями салата. Фильм остается легким и остроумным, но глубже раскрывает темы горя, страха и перемен на новом возрастном этапе, делая историю эмоционально зрелее.
Кризис середины жизни как второй пубертат
В четвертой части фильма с подзаголовком «Без ума от мальчишки» Бриджит снова чувствует себя девчонкой, как будто вновь впадает в пубертат. Этот момент ее жизни наполнен переживаниями из юности, где есть неожиданная влюбленность, спонтанность, страсть к жизни. Бриджит символически возвращается к началу своего пути, но с опытом, который позволяет ей увидеть мир и себя по-новому.
Юнгианский аналитик Джеймс Холлис ввел понятие «вторая взрослость» — этап, открывающийся перед человеком в середине жизни. Это переход от первой взрослости ко второй, более зрелой и осознанной.
В этот момент снова всплывают вопросы, на которые, казалось бы, уже были даны ответы. Но теперь они звучат по-новому
Переоценка ценностей, пересмотр жизненного пути, поиск смыслов, которые интегрируют прошлый опыт, — все это становится ключом к преодолению кризиса.
Как подростковый возраст связан с формированием идентичности, так кризис середины жизни связан с ее пересмотром. Бриджит выходит из долгого декрета и возвращается в профессию, регистрируется на сайте знакомств, заново открывает свою сексуальность. Но дело не только в романах и переменах в личной жизни — она ищет новую себя.
Эмоциональная зрелость: не расставание с мечтами, а новый взгляд на них
Бриджит оспаривает стереотип, что после 50 лет наступает упадок. Напротив, она обнаруживает, что в этот период ее профессиональные способности, жизненный опыт и навыки понимания себя оказывается на пике. Наконец-то она наслаждается своими компетенциями в должности продюсера — как никогда раньше. Она знает, куда расти в семейных и дружеских отношениях. Больше не тратит время на иллюзии, но это не значит, что она отказывается от мечтаний.
Бриджит учится критически мыслить, брать ответственность за себя и семью, отстаивает свои интересы и не витать в облаках искаженных представлений о других. Из неловкой девушки она превращается в эмоционально зрелую женщину.
Процесс перерождения: от горя к принятию
Поиск новой себя — это не только свобода и переоценка ценностей, но и столкновение с болью утрат. Бриджит теряет двух важнейших мужчин в своей жизни — Марка и отца. И если ее профессиональный и личный рост становится ответом на вызовы возраста, то переживание потерь — это еще одно испытание, без которого невозможна эта глава жизни.
Она проходит через классические пять стадий горя по Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие. Но параллельно это путь не только прощания с прошлым, но и принятия себя и своих изменений.
Сначала Бриджит отказывается верить, что жизнь уже не будет прежней. Затем, балансируя между торгом и депрессией, она ищет равновесие между внутренней свободой и неизбежными внешними ограничениями. И в конце этого пути она принимает новую себя — женщину, пережившую утрату, но не сломленную ею. Мать двоих детей, которая уже не цепляется за прошлое, а учится наполнять свое настоящее смыслом.

Психоаналитический психолог