О чем сюжет
В мире, где о людях напоминают лишь созданные ими предметы, живет ничем не примечательный черный кот. Животное не тяготится одиночеством и чувствует себя абсолютно комфортно: для отдыха есть большой заброшенный дом с мягкой кроватью, неподалеку течет река, где можно полакомиться рыбой, а природа утопает в солнце и зелени. Единственное, на что герой наверняка бы пожаловался, если бы умел говорить, — надоедливые собаки, от которых каждый раз приходится убегать.
Однако вскоре мелкая забота сменяется гораздо более существенной проблемой: происходит глобальное наводнение.
Испуганный кот рискует вот-вот погибнуть от разбушевавшейся стихии, но герою удается спастись на лодке, где он оказывается вместе с невозмутимой капибарой. Вскоре к товарищам по несчастью присоединяются вредный лемур с корзиной бесполезных вещей, доверчивый лабрадор, оторвавшийся от сородичей, и величественная птица-секретарь, которую изгнали из стаи.
Кто и как создавал «Поток»
Мультфильм снял латвийский режиссер Гинтс Зилбалодис. Лента стала его второй полнометражной работой. Первой была фэнтезийная анимационная картина «Таинственный остров», в которой, как и в «Потоке» (Flow, Straume), полностью отсутствуют диалоги. Идея «Потока» зародилась из короткометражки, созданной Зилбалодисом еще в школе. Тогда режиссер грезил о карьере аниматора и снял историю, вдохновленную его домашним питомцем. Сюжет был незамысловатым и сосредотачивался на кошке, которая преодолевает свой страх перед водой.
Работа над «Потоком» длилась около пяти с половиной лет и обошлась сравнительно недорого: приблизительно в три миллиона долларов. Впервые в карьере Зилбалодис создавал свой мультфильм не самостоятельно, а в сотрудничестве, что отразилось на центральной идее картины. Любопытно и то, что ленту скроили в бесплатной программе Blender, однако на качестве это никак не сказалось. Наоборот, картинка получилась впечатляющей и приближенной к реальности, ведь над каждым ее элементом усердно корпели создатели.
От других мультфильмов медитативную ленту отличают многочисленные длинные кадры
По словам режиссера, такой подход был вызовом для аниматоров, поскольку чаще всего продолжительность кадра занимает пять-десять секунд. Здесь она могла растягиваться до пяти минут, а над одной сценой приходилось трудиться по нескольку месяцев. Другой сложностью стала вода. Как оказалось, из-за трудоемкости процесса работа над изображением стихии заняла больше всего времени. Можно подумать, что нарисовать в специальной программе маленькую лужу, большой водоем или штормовую погоду не так уж сложно. Но на деле для этого требуются совершенно разные методы и приемы. К тому же не стоит исключать необходимости подбора правильной композиции, подходящих цветов, а также теней, падающих под нужным углом.
«Вы можете подумать, что для работы в 3D достаточно нажимать кнопки, а компьютер сделает все за вас, — говорит Зилбалодис в одном интервью. — Но ничего не делается наугад. Для каждого кадра я корректировал цвета, делая, например, кошку чуть более черной или синей. Наше освещение было продумано так же тщательно, как в фильме с живыми актерами. Все это должно было выглядеть простым, но на самом деле было тщательно спланировано и подготовлено».
Почему в «Потоке» нет слов
В своих работах Гинтс Залбалодис предпочитает развивать сюжет не за счет диалогов, а при помощи художественных средств киноязыка и музыкального оформления. Ему важно, чтобы историю не «прослушали», а именно прочувствовал и пережили. К тому же, по словам режиссера, мультяшных животных вовсе не обязательно наделять человеческими умениями и чертами, поскольку зритель и так сможет их полюбить.
Создателям «Потока» хотелось ощущения полного погружения в анимационный мир, поэтому героев мультфильма озвучили их реальные прототипы. За голосом капибары команда отправилась в зоопарк. Поскольку водный грызун обычно молчит, его пришлось щекотать, но звук оказался настолько высоким, что в итоге его решили заменить ревом верблюжонка. Главного героя озвучили несколько котов, в том числе питомица звукорежиссера. Правда записывать ее пришлось тайно, потому что кошка ни в какую не соглашалась мяукать в открытый микрофон.
Как трактуют концовку мультфильма
Если для детей мультфильм может стать простой трогательной историей о необычном приключении непохожих друг на друга животных, то взрослые наверняка разглядят в картине более глубокие смыслы. Визуальные метафоры делают мультфильм многослойным и позволяют по-разному интерпретировать происходящее.
В заключительной части зрителей поджидает самый загадочный момент картины. Дальше будут спойлеры — осторожнее!
Когда у птицы-секретаря появляется достаточно сил, чтобы взлететь, она покидает лодку, и кот следует за ней. Герои встречаются на каменистой возвышенности, где внезапно попадают в яркую световую воронку. В результате птица возносится ввысь и исчезает, а кот вновь оказывается на земле и спешит обратно к друзьям, но судно уносит сильным течением. Тогда животное прыгает в воду и цепляется за стеклянный шар, обмотанный джутовым канатом, но догнать лодку так и не удается. Через какое-то время героя выносит на сушу, а потоп прекращается. В лесной местности кот, наконец, объединяется с лемуром, собакой и капибарой. Там же он видит пробегающее мимо стадо оленей из своего сна и натыкается на выброшенного на берег кита, погибающего от недостатка влаги. В завершающем перед титрами кадре животные смотрят в свое отражение в луже.
Так в чем же суть такого финала? Некоторые зрители увидели в нем отсылки к библейскому сюжету. Лодка здесь своеобразный Ноев ковчег, в которой, как и в известном предании, животные спасаются от потопа; птица, якобы жертвующая собой ради благополучия других, выступает прообразом Христа, а гигантское водное существо воплощает могучего Левиафана, символизирующего хаос и разрушение. Сам Гинтс Зилбалодис объясняет свою задумку проще. Для него «Поток» стал личной историей о командной работе и умении преодолевать внутренние преграды.
Если в начале мультфильма мы видим кота, который живет в свое удовольствие, ни от кого не зависит и не выказывает желания сближаться с другими животными, то в заключительные минуты герой предстает уже не один, а рядом с теми, кому не побоялся довериться и рядом с кем обрел новый дом. Вода, по сути, отражает страхи животного. Сперва она смущает его так же, как и существа, которые встречаются по пути. Но по мере того, как герой их принимает, боязнь стихии уступает место любопытству и осознанию того, что для одних вода может быть таким же местом для жизни, как для других — суша.