Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».
Родители – первые по времени воспитатели, поэтому и ответственность за половое воспитание подростков ложится в первую очередь на них. Но психология подростков устроена так, что для них эмоционально легче получить информацию о сексуальной стороне жизни от сверстников или из интернета. Как строить общение с подростками на эту тему и кто в первую очередь отвечает за формирование здорового образа жизни детей? Рассуждают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.
Рассказы про аистов и капусту, про то, что ребенка «купили в роддоме» или «изготовили на фабрике»… Многие из нынешних взрослых могут вспомнить, каким потрясением когда-то было для них узнать, откуда берутся дети на самом деле. В этом узнавании, как правило, смешиваются правда и ложь, пошлость и романтизм, стыд и желание. А потом из-за этой лжи и недосказанности девочки в 15 лет становятся мамами или рискуют ими никогда не стать из-за прерванной беременности. Не наученные говорить «нет» мальчики из бравады и любопытства могут попробовать пиво и «травку», а потом и иглу, – лишь бы не прослыть маменькиным сынком. Рискованное поведение, будь то в сексе или в других областях жизни, становится привычным. А между тем правдивая и своевременная информация могла бы уберечь этих детей от многих трудностей взросления.
Желания и действительность
В ходе социологического исследования* подростки, отвечая на вопрос «Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?», на первое место поставили ответ «сами школьники» (60,8%), далее – «родители» (45,6%). Лишь четверть подростков рассчитывают узнать нечто ценное из школьной программы и в самую последнюю очередь ожидают подобного просвещения от педагогов. Мнения родителей кардинально отличаются от мнений подростков. В то же время родители считают, что половое воспитание детей – это прежде всего их обязанность (80,3% ответов), и только (41,7%) возлагают ответственность на школу. Таким образом, родители отводят себе главную роль в половом воспитании, а подростки рассчитывают в основном на себя.
При этом родители не чувствуют себя уверенно, когда дело касается бесед об интимных вопросах. 98% отвечавших родителей выразили желание получить помощь специалиста для бесед со своим ребенком. Такая неподготовленность объясняет реальную ситуацию: только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей**. Как пишет Игорь Кон: «Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует»***.
Кто, если не родители?
Конечно, родители в любом случае – первые по времени и главные воспитатели. С момента рождения ребенка все, что делают и не делают, о чем говорят и умалчивают родители, формирует его личность. Отношения родителей между собой, с ребенком и с другими задают образец, который потом будет проявляться в его поведении. Пример родителей во всех вопросах, начиная от того, как они общаются друг с другом и с ребенком, и заканчивая тем, какой образ жизни они ведут, какие ценности и убеждения разделяют, имеет первостепенное значение для усвоения ребенком норм мышления и поведения. Хорошо, если семья дает положительный пример, если родители вовремя и деликатно объясняют ребенку все сами, берут на себя формирование здорового образа жизни детей.
А если нет? Подросток все равно будет искать информацию, которая ему нужна и интересна, – о том, как меняется его тело (вторичные половые признаки, менструация, поллюции) и душа (мысли, желания, приоритеты), о том, как развиваются отношения (дружеские и романтические), о первой любви и о первом свидании, о создании семьи и рождении детей. То, что не скажут родители, расскажет старший приятель во дворе или поисковая система в интернете. Но при этом есть очень большой риск, что услышанное от друзей, прочитанное в чате или на случайном сайте окажется не совсем верным и даже вредным. Так что половое воспитание так или иначе свершится, но вряд ли его результаты можно будет считать удовлетворительными.
Кто же даст верные сведения, поможет сориентироваться в потоке информации, научит критически осмысливать прочитанное, услышанное и увиденное, принимать самостоятельные решения, не поддаваться вездесущей рекламе, противостоять принуждению со стороны сверстников? Кто, если родители стесняются, не знают, не могут или не хотят, расскажет о физиологии, репродукции и контрацепции с учетом психологии подростков? И донесет мысль, что отношения, любовь и семья лучше всего строятся на таких общечеловеческих ценностях, как равноправие мужчины и женщины, уважение прав человека, недопустимость насилия и ответственность за свои поступки.
Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)
Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).
* По данным исследования «Репродуктивное здоровье подростков» (Институт социологии РАН, руководитель И.В. Журавлева, Тверь, 2001).
** Н. Лузан и др. «Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994–1998». ИППП, 1999, № 3.
*** И. Кон «Психология юношеского возраста» (Просвещение, 1979).
Школа как пропагандист здорового образа жизни
Эти задачи ставятся перед школой. Ей вменяется пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни детей и духовно-нравственное воспитание учеников. А от последних требуется забота о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию****.
Логично, чтобы в рамках обучения здоровому образу жизни призывали не только заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, но и научили элементарной гигиене и культуре половых отношений ради сохранения репродуктивного здоровья. Возможно, кто-то из сегодняшних родителей помнит «Гигиеническое и половое воспитание» в 8 классе и «Этику и психологию семейной жизни» в 9-м и 10-м. Потом наступила перестройка. Эти, признаться, довольно-таки скучные предметы из школьной программы в России убрали, на их место разработали новые, которые в середине 90-х едва ввели, как тут же отменили из-за протестов родителей и церкви. С тех пор вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем и профилактикой ВИЧ-инфекции и других социально опасных заболеваний, рассматриваются вскользь только на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры.
В то же время в Украине с 2001 года с 1 по 9 класс изучается обязательный предмет «Основы здоровья». На уроках обсуждаются не только вопросы общей гигиены, важности занятия спортом, соблюдения режима дня и правильного питания, безопасности на дороге и в общественных местах, но и психология подростков, вопросы их физического и психосексуального развития, пола и гендера, дружбы и любви, верности и создания семьи, предупреждения и недопущения насилия, в том числе сексуального, инфекций, передаваемых половым путем, нежелательной беременности, противодействия дискриминации и толерантного отношения. Как видим, «пестики и тычинки» занимают не самое главное место в этом серьезном разговоре о ценностях и установках.
Поддержка со стороны родителей
Не все родители поддерживают идею полового воспитания в школе. Слишком уж серьезное это дело. Не каждый учитель справится. А если эти уроки спровоцируют повышенный интерес к сексу и желание попробовать? Родители ждут от школы в первую очередь знаний, которые позволят ребенку хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Поэтому старшеклассников главным образом к этому и готовят. В плотной сетке уроков и дополнительных занятий места для «жизненных навыков» не найти. Да и зачем? «…Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» Так и школе проще. Не каждый учитель готов вести с учениками разговор об ответственности за себя и за того, кого любишь…
Однако для успешного преподавания обязательных предметов профилактической направленности («Основы здоровья», «Здоровый образ жизни») или проведения соответствующих факультативных занятий очень важны и профессионализм педагогов, и поддержка со стороны родителей. Для этого школа должна заранее ознакомить родителей с содержанием соответствующего предмета или факультативного курса. Посмотрите учебники и пособия, по которым будут заниматься ваши дети, узнайте, какие вопросы будут обсуждать на занятиях. Не пугайтесь, если что-то покажется вам преждевременным или слишком откровенным, – дети уже знают об «этом» гораздо больше, чем вы предполагаете, из других источников. И будет лучше, если в школе им дадут верную информацию.
**** Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Жизненные навыки: мышление, общение, поведение
Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет нам преодолевать трудности повседневной жизни. В частности, жизненные навыки включают в себя умения и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды, с тем чтобы сделать ее благоприятной и безопасной для здоровья*.
* В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, подробнее на сайте ВОЗ: who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf
Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».
Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.