Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».
Детская влюбленность
С началом полового созревания (9–11 лет) младшие подростки вступают в платоническую стадию развития сексуальности (детская влюбленность). Им предстоит научиться знакомиться, обращать на себя внимание и общаться с объектом своей любви. О том, что ребенок достиг этой стадии, можно судить по таким признакам:
- появление интереса к своей внешности, косметике и украшениям. Возможно желание выделить себе из среды сверстников, причем способы привлечения к себе внимания могут быть экстравагантными;
- просьбы купить новую (уже не детскую) одежду или обувь;
- длительные разговоры по телефону, часто бессодержательные;
- знаки внимания объекту влюбленности (в том числе дерганье за косу или удары учебником по голове);
- дети могут ходить, взявшись за руки, и с умилением смотрят друг на друга.
Самое главное в детской влюбленности — стремление к близкому «душевному» общению. На этом этапе развития подростки учатся показывать свои симпатии, общаться наедине, обсуждать разные темы, ухаживать и проявлять свою любовь. Они впервые решаются написать записку, признаться в своих чувствах... К завершению этой стадии однополые компании распадаются, появляется устойчивый интерес к совместным тусовкам и общению парами.
Отношение взрослых к детской влюбленности должно быть чутким, бережным, понимающим, без всякой иронии. Ведь переживания подростков остры и ярко окрашены, они болезненно обретают свой первый опыт полоролевых взаимоотношений. В платоническом влечении пока еще нет собственно сексуальной стороны. Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональный и чувственный компонент любви в будущих отношениях. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности не принимаются всерьез, а то и подавляются. По наблюдениям психолога Ирэны Магнутовой, многие матери болезненно реагируют на динамику нарастания сексуальности дочерей: «Не время думать о глупостях. Главное — учеба».* Или, хуже того, осуждают избранника дочери, отмечают его недостатки, отзываются о нем презрительно. В этот момент в них говорит страх потерять ребенка, ведь первая влюбленность — первый шаг к отделению ребенка от родительского дома.
В этот момент успеваемость может снизиться, но дело тут не в самой влюбленности, а в физиологических изменениях. С началом полового созревания повышается активность подкорковых структур мозга, в частности гипоталамуса. Именно это обеспечивает пубертатный скачок роста. А активность коры головного мозга, отвечающей за интеллект, временно снижается.
Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут вызвать у подростка протестные реакции, мысли об уходе из дома и даже суицидальные попытки. Чем больше возможностей для влюбленности на ранних этапах становления сексуальности, тем легче в последующем будет найти спутника жизни. Напротив, единственная и безответная любовь с подросткового возраста может затруднить «переключение» на другого человека и ограничить возможности создания семьи во взрослом возрасте.
Самое главное в детской влюбленности — стремление к общению. Влюбленность вызывает желание быть лучше, это важный стимул для самосовершенствования... Ребенку предстоит понять, что без нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви. Это понимание убережет подростка от раннего (и опасного) начала половой жизни.
Елена Мешкова — кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)
Александр Куликов — доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).