Мифы и факты о половом воспитании

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Половое воспитание подростков принято считать делом исключительно его близких. Однако мировой опыт показывает, что школьные программы полового воспитания, учитывающие психологию подростков и традиции страны, могут внести большой вклад в сохранение здоровья будущих родителей. Какие мифы окружают половое просвещение в школе и как оно устроено на самом деле? Рассказывают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Родители – главные воспитатели

Нравственные уроки усваиваются именно в семье, причем не столько через беседы, сколько через повседневные поступки родителей. Их отношения между собой как мужа и жены, мужчины и женщины становятся примером или антипримером, на котором происходит половое (в самом широком смысле слова) воспитание детей. А вот «техническую» информацию о сексуальной стороне жизни практически всегда и везде дети получают по другим каналам – через сверстников, телевидение, кино, книги, интернет, социальные сети. Но только школа может дать корректные, соответствующие возрасту знания по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений.

Эффективные школьные программы полового воспитания учитывают психологию подростков, их реальные потребности в информации и не стремятся заглушить их естественный интерес к вопросам сексуальных отношений. Но при этом наряду со знаниями они формируют ответственное отношение и навыки общения и принятия решений, которые помогают подросткам отсрочить сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным.

Сексуальное образование в школе

Программы просвещения школьников в области половых отношений впервые возникли в послевоенной Европе. В 1955 году половое воспитание стало обязательным предметом во всех школах Швеции, в Германии его ввели в школе в 1968 году, а в Австрии – в 1970 году. В те же годы оно стало внедряться в голландских, швейцарских и финских школах. Одновременно стали возникать бесплатные консультации для подростков по вопросам, связанным с контрацепцией и планированием семьи. В 1980-е сексуальное образование получило распространение во Франции, Бельгии, Великобритании, а несколько позже – в Испании и Португалии. В 1990-е оно стало обязательным в Чехии, Греции, Дании, Эстонии. В результате подобных инноваций удалось снизить распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и абортов среди подростков*.

К середине 1990-х в некоторых странах СНГ получили распространение факультативные и даже обязательные занятия по обучению детей и подростков жизненным навыкам и основам здорового образа жизни. Но в 2000-е эти предметы, так и не получив широкого распространения, были исключены из обязательной школьной программы. Лишь в Украине и Армении на школьных уроках в рамках «Основ здоровья» и «Здорового образа жизни» обсуждаются вопросы, касающиеся полового созревания, развития сексуальности, построения здоровых отношений, основанных на доверии, уважении и гендерном равенстве, рождении детей и сохранении репродуктивного и общего здоровья. В Республике Молдова тематика половых отношений включена в обязательную программу, но изучается она не в классе, а на специальном сайте, где размещены электронные учебные модули**.

Поучителен опыт Финляндии. В конце 1990-х годов из-за экономического спада сокращались расходы на образование и здравоохранение. Половое воспитание в школах стало факультативным. Последствия проявились незамедлительно – выросло число абортов у девочек-подростков (примерно на 50%), увеличилась заболеваемость инфекционными болезнями, передаваемыми половым путем. В 2004 году половое воспитание снова стало обязательным. В течение короткого времени уменьшилось количество молодых людей, начинающих половую жизнь в раннем возрасте, а число подростковых беременностей и родов сократилось***.

Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)

Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).

Половое воспитание должны взять на себя родители?
Половое воспитание должны взять на себя родители?

Польза или вред?

Когда в Европе только внедрялись программы полового просвещения, многие сомневались в их полезности и опасались вреда, которые они могли бы нанести детям и подросткам. Споры этому по поводу не утихают до сих пор по всему миру. И родители, и работники образования часто находятся в плену у мифов, не зная реальных фактов о грамотно составленных профилактических программах. Главная претензия к программам полового воспитания состоит в том, что они, по мнению многих, провоцируют ранний сексуальный дебют. Однако проведенные во многих странах исследования показали, что половое просвещение не способствует раннему вступлению в половые отношения****. Более того, оно может отсрочить начало половых отношений и сформировать более ответственное отношение к сексуальному поведению. Другой распространенный миф – что половое просвещение лишает детей невинности. На деле получение достоверной, соответствующей возрасту и полной информации из авторитетного источника приносит пользу. Лишают невинности и часто травмируют психику ребенка сведения, полученные от «продвинутых» сверстников, старших товарищей, из средств массовой информации или из интернета.

* Стандарты сексуального образования в Европе, ВОЗ, ФЦПСЗ, 2010. rodkom.org/ftp/oficial/standart_sex.pdf

** Sexuality Education in Europe, IPPF European Network, 2006.

*** Народонаселение мира в 2011 году, ЮНФПА, 2011. gtmarket.ru/files/news/2011/UNFPA_The_State_of_World_Population_2011.pdf

**** Международное техническое руководство по половому просвещению ЮНЕСКО, 2009.

Что дают образовательные программы?

Эффективные и комплексные образовательные программы по вопросам здоровья, в которых достаточно внимания уделяется половому воспитанию, включают в себя обсуждение нравственно-психологических вопросов и помогают подросткам:

  • повременить с началом половых отношений или воздержаться от них;
  • сохранять верность одному партнеру;
  • ответственно подходить к планированию семьи,
  • использовать средства защиты для профилактики ВИЧ, инфекций, передаваемых половым путем, чтобы избежать незапланированной беременности.

Знания и навыки, приобретенные в ходе обучения по таким программам, облегчают подросткам общение и понимание, выстраивание здоровых отношений, разрешение конфликтов, способствуют их гармоничному развитию.

alt

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.