alt

Честно говоря, это задача в принципе не из легких. Особенно если ваш ребенок не знает, чему хочет посвятить свои время и силы. Как помочь ему определиться с желаниями и правильно поставить цель? Как выбрать профессию? Мы попросили психологов дать пошаговые рекомендации.

Некоторым взрослеющим детям и их родителям, не особенно внимательным к динамике учебного процесса, конец школьного года дарит интересные открытия.

Например, им предстоит узнать, что к окончанию девятого класса каждый подросток, продолжающий обучение в школе, должен принять решение, в каком профильном классе учиться дальше — гуманитарном, естественнонаучном, физико-математическом и так далее (в каждом образовательном учреждении свой набор направлений). Для многих детей этот профессиональный выбор становится мало того, что первым серьезным выбором в жизни, — его к тому же оказывается и невероятно сложно сделать.

«Понятия не имею, кем быть», «Мне ничего не нравится делать», «Мне все нравится, и я не знаю, что предпочесть» — так высказываются многие старшеклассники, и даже те, кому через пару месяцев, после выпускных экзаменов, предстоит этот выбор сделать, оставив документы в приемной комиссии какого-то определенного факультета. Но если человеку, принимающему судьбоносное решение в состоянии полной неопределенности, остается лишь пожелать удачи и хорошей интуиции — чем тут еще поможешь? — то тех, кто помладше, родители и психологи еще успеют как-то направить, подготовить. Как это лучше сделать?

Поставить цель

«Конечно, начинать разговор с ребенком о выборе профессии стоило бы уже в дошкольном возрасте, — замечает психолог-профконсультант Галина Резапкина. — Ведь если вы с раннего детства даете ребенку возможность попробовать себя в разных занятиях, учите трудиться, знакомите с профессиями — хотя бы в игровой форме, — ему будет легче потом сориентироваться и понять, чем ему нравится заниматься, а чем — нет. Но если подросток не знает, чему он хотел бы посвятить свое время и силы, если его интересы не проявляются или, наоборот, их слишком много, есть разные стратегии, которые помогают разрешить ситуацию».

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

конкретными (хочу получить «Оскар», купить домик на берегу моря, стать более крутым бизнесменом, чем мой дядя, и так далее);

реалистичными, то есть соотноситься с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными;

ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку);

позитивными, то есть направленными на благо людей или, по крайней мере, на соблюдение принципа «не навреди».

alt

Оценить свои возможности

«Обсудите вместе с детьми их особенности, преимущества и ограничения — предлагает Галина Резапкина. — Ведь цели должны быть чем-то подкреплены — склонностями ребенка, способностями, навыками, образованием, наконец».

Предложите своему сыну или дочери ответить на следующие вопросы:

На какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения?

Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?

Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, — или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?

Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Подружить «хочу», «могу» и «надо»

Выбор можно считать правильным, если совпали три условия.

Во-первых, эта профессия пользуется спросом на рынке труда (НАДО).

Во-вторых, молодой человек обладает набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Даже если дело не очень хорошо получается поначалу, но очень нравится, подросток сможет развить необходимые навыки. А без интереса, даже если у него к данному занятию есть талант, он вряд ли как следует разовьется.

В жизни часто хочется одно, «можется» другое, а надо — третье. Слагаемые успешной карьеры рвутся в разные стороны, как Лебедь, Рак и Щука в известной басне И. А. Крылова.

«Наиболее «подвижный» из этих трех факторов — «ХОЧУ» — во многом определяется семейным воспитанием, — рассказывает Галина Резапкина. — Это традиции, ценности, вольно или невольно транслируемые модели поведения. Пример: девочка хочет стать кинологом, просит завести собаку. Родители не отговаривают, но предлагают условие — дочь в качестве подготовки должна в течение месяца каждое утро «выгуливать» игрушечную собачку. Юной любительнице собак хватило трех дней, чтобы понять — она пока не готова взять на себя ответственность за животное. Другой пример. Родители подростка, который хотел стать рок-музыкантом, «поступили» его в финансовую академию в надежде, что сын одумается и продолжит их бизнес. Не одумался. Бросил учебу в престижном вузе, ушел из дома, какое-то время играл в переходах. Кстати, производил впечатление счастливого человека. Как сложилась его дальнейшая судьба, не знаю».

alt

Ничего не хочу!

«Если подросток в отчаянии заявляет вам, что ему ничего не нравится делать, что он точно не знает, что любит, не расстраивайтесь сильно, потому что интерес не всегда просыпается сразу, — напоминает экзистенциальный психолог Евгений Осин. — Но для того, чтобы интерес появился, нужно создавать условия: во-первых, не сидеть на месте, а пробовать новое, разное, испытать себя в разных видах деятельности. И во-вторых, быть внимательным к себе, обращать внимание на то, какое занятие увлекает, а какое нет, что получается легко, а что дается с большим трудом или не получается совсем». Подростку еще не поздно заняться каким-то видом искусства — начать рисовать, играть на сцене, освоить музыкальный инструмент. Многие родители считают, что такие занятия только отнимают время, если ребенок не нацелен стать музыкантом или художником. Но это не так: творчество дает человеку внутреннюю свободу и возможность сохранить себя как личность. Оно поможет ребенку прислушаться к себе, а значит, в конечном счете, найти ту деятельность, которая вызовет его подлинный интерес и станет основой будущей карьеры.

Тест расскажет

Тестов, обещающих помощь в выборе профессии, в интернете угрожающее количество. Стоит ли им доверять? Если, например, диагностический тест свидетельствует о том, что подросток — чистый гуманитарий, а сам он уверен, что его будущее — информатика и программирование, о чем это говорит? О том, что подросток не понимает, чего он хочет, или о том, что тесты в чем-то ограничены?

«Нельзя полностью доверять психологическим тестам, — предупреждает Галина Резапкина, — особенно тестированию с помощью компьютерных программ без консультации специалиста. Слишком много искажений, начиная от возможных несовершенств методик и заканчивая различиями в самооценке. Хороший психолог-профконсультант способен прогнозировать профессиональную успешность с минимальным числом методик за счет грамотно выстроенной беседы и наблюдения. От профконсультанта обычно ждут готовых решений, но высший пилотаж — «запустить» внутреннюю работу, благодаря которой человек сделает самостоятельный выбор.

Тем не менее есть в интернете сайты, на которых можно найти тесты, составленные профессионально и качественно, с использованием надежных методик. Эта диагностика помогает подростку уточнить его «МОГУ» — узнать свои профессиональные склонности и личностные особенности. В первую очередь традиционная психологическая диагностика нужна тем, кто сомневается в своем выборе и нуждается в его подтверждении.

Галина Резапкина, член межведомственного координационного совета по профориентации, старший научный сотрудник Академии социального управления и Федерального института развития образования, автор многих книг, среди которых — « Беседы о самоопределении. Книга для чтения в 5–7 классах» и «Беседы о самоопределении. Книга для чтения в 8–9 классах» (обе — Академия, 2012).

alt

Некоторые полезные ссылки:

  1. Сайт proftime.edu.ru «Время выбрать профессию» Федерального института развития образования адресован молодым людям, которые не хотят ошибиться с выбором профессии, и взрослым — родителям, педагогам, психологам, которые стараются им в этом помочь. После регистрации здесь можно пройти тесты, получить результаты и сохранить их в «личном кабинете».

  2. Цель портала «Ваше рабочее место» rabochee-mesto.com — помощь в выборе профессии. Авторы сайта оригинально решают задачу знакомства школьников с профессиями. Каждый специалист может рассказать о своей профессии — для этого ему надо зарегистрироваться и заполнить форму из 14 позиций, в том числе название профессии, должностные обязанности, образование, примерная заработная плата, условия труда, возможности развития и пр. Таким образом создается база данных, которая пополняется ежедневно.

  3. Компания Проект PRO «Пропуск в профессию» proekt-pro.ru на примере успешных компаний информирует детей о современном бизнесе и технологиях, дает возможность старшеклассникам примерить на себя разные специальности, проникнуть в суть профессий, пробудить интерес стать профессионалами и найти ответ на вопрос «кем стать?» На сайте размещены авторские профориентационные программы для детей от 13 до 16 лет, которые помогут сориентироваться в современном бизнесе и профессиях, а также отчеты о профориентационных экскурсиях с отзывами самих детей.

  4. Портал профессионального образования Москвы profedu.ru адресован старшеклассникам и выпускникам школ.

  5. Проект foryouaboutyou.ru Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) — сервис, который позволяет смоделировать индивидуальный психологический портрет, основанный на результатах специально подобранных тестов. Персональные рекомендации помогут определить оптимальную сферу профессиональной деятельности, пути саморазвития и способы успешной самореализации.