Основные идеи
- Некоторые дети ощущают в себе призвание как внутренний зов, который неуклонно ведет их к цели.
- Чтобы талант раскрылся, ребенку необходимы внимание и поддержка взрослых.
- Если талант нельзя объяснить ни воспитанием, ни генетикой, возможно, он заложен в каждом из нас еще до рождения?
Санкт-Петербург, 1889 год. Восьмилетняя девочка живет с мамой, которая еле сводит концы с концами. Но по большим праздникам старается сделать дочери подарок. Однажды она повела ее в Мариинский театр. Давали «Спящую красавицу». «С первых же звуков оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав дыхание красоты… Этот вечер навсегда определил мою судьбу», – напишет потом великая балерина Анна Павлова*.
Бывают такие судьбы, в которых словно заключена особая миссия. И такие дети, в которых росток настоящего призвания только и ждет момента, чтобы обнаружить себя. Как будто они «запрограммированы» совершить что-то, выполнить некую задачу и сотворить из своей жизни законченное произведение. Говоря о страстном желании стать кем-то, чаще всего мы вспоминаем детей-музыкантов, вундеркиндов, которые, подобно Моцарту, с 5 –6 лет начинают профессионально выступать на сцене. Но ранний интерес проявляется не только к искусству. Предметом страсти может оказаться что угодно – науки, спорт, ремесла... Как возникает этот таинственный зов? Мы попросили экспертов прокомментировать детские признания.
Дар в наследство
Порой дети в музыкальных, актерских, медицинских или учительских династиях словно с рождения знают, кем они станут. И кажется, что их выбор предопределен семьей, в которой они родились. «Ребенок действительно может унаследовать некоторые способности, такие как абсолютный слух, математическая или двигательная одаренность, – поясняет психофизиолог Вадим Ротенберг. – Но, конечно, не существует гена архитектора, врача или кинорежиссера». Желание ими стать возникает благодаря атмосфере в семье, увлеченности родителей своей профессией. «Родители влияют на интересы ребенка, даже не делая этого специально, – продолжает Вадим Ротенберг. – Ведь у детей сильна потребность подражать. Ребенок «примеривает на себя» профессию мамы или папы и остается в ней, если она ему нравится». Но не всем повезло расти в окружении талантливых взрослых, и не всем родителям удалось реализовать свою мечту. Вместо того чтобы прислушаться к тому, чего хочет сам ребенок, предоставить ему свободу делать то, что ему нравится, не вмешиваться в его выдумки или, наоборот, активно помогать (если сын или дочь просят об этом), некоторые родители навязывают детям собственные желания. «Мама, когда я вырасту, я стану боксером!» – «Боксером? И думать забудь! Ты станешь прекрасным врачом, как твой отец». В том возрасте (4–6 лет), когда ребенок еще не боится открыто говорить о своих мечтах, он может столкнуться с негативной реакцией родителей и отказаться от своих истинных желаний.
Успехи вдохновляют
«На увлеченность детей также влияет тип мышления, который у них постепенно формируется, – продолжает Вадим Ротенберг. – К художественному творчеству – музыке, живописи, литературе – чаще расположены дети с преобладающим образным мышлением. Те, у кого доминирует логическое мышление, увереннее чувствуют себя при решении технических задач». И с первых же шагов в тех областях, где необходимы эти способности, интерес будет подпитываться успехами – каждому нравится делать то, что получается хорошо. Благодаря совпадению нескольких факторов – предрасположенности, первых успехов, поддержки (или хотя бы доброжелательного нейтралитета) взрослых – у ребенка возникает ощущение, что это действительно его дело.
Сокровенный опыт
И все же, согласитесь, трудно объяснить только этими причинами вдруг возникшее у Ани Павловой страстное желание стать балериной. Однажды увиденный спектакль, случайная встреча или прочитанная книга внезапно и навсегда могут изменить судьбу. У ребенка появляется мечта, которая постепенно становится жизненной целью и влечет его так сильно, что весь его дальнейший путь подчиняется этому призыву.
«Дети эмоциональны и очень чутко воспринимают все, что происходит вокруг, – объясняет психолог Юлия Гиппенрейтер. – Среди особых впечатлений детства есть такие, которые отмечены яркими переживаниями волнения, восторга, удивления. Именно в такие чудесные моменты очарованности ребенок открывает что-то важное для себя, что-то очень «свое»**. Эти сильнейшие эмоциональные переживания становятся его сокровенным опытом, который не каждый ребенок отважится доверить взрослым. Такие моменты чаще случаются, когда он предоставлен сам себе, находится в состоянии, которое Юлия Гиппенрейтер называет минутами тихой сосредоточенности.
Его открытия переживаются ребенком как то, что имеет к нему непосредственное отношение, то, что является его очень важной частью и резонирует с его чувствами и мыслями. И лишь затем, постепенно возникает более ясное понимание своей мечты, своего призвания. Именно это произошло в детстве с выдающимся ученым Конрадом Лоренцем (Konrad Lorenz). В конце лета, во время ежедневной прогулки, убежав вперед от матери и тетушки, он вдруг услышал странные металлические звуки: высоко в небе летела стая диких гусей. Лоренц позже так описывал это событие: «Мне захотелось отправиться за ними. Меня переполняла романтическая жажда странствий, от которой сердце готово было разорваться. И впервые – это я знаю точно – во мне возникло желание выразить себя творчески»***. Конрад Лоренц стал этологом, сделал несколько замечательных открытий и в возрасте 70 лет был удостоен Нобелевской премии. Но детские увлечения, выбранные вроде бы раз и навсегда, могут меняться. Кажется, только вчера сын собирался стать доктором, и вот он уже готовится идти в летчики, или дочь мечтала стать фигуристкой, но почему-то отказывается учиться кататься на коньках... Значит, выбор еще не сделан. Дети, действительно нашедшие свое призвание, занимаются любимым делом без устали. «Они стремятся к нему, порой наперекор обстоятельствам или воле родителей. Такая почти навязчивая тяга – один из самых ярких признаков рано определившегося призвания», – поясняет Юлия Гиппенрейтер. Чем больше увлечен ребенок, тем яснее он чувствует и отстаивает свой путь. И тем сильнее нуждается в понимании родителей – ему необходима культурная среда, из которой он мог бы черпать новые впечатления. И именно взрослые могут создать ее.
Компенсация слабостей
Силу страсти, увлеченности ребенка ученик Фрейда и основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер (Alfred Adler) объяснял непреодолимым желанием взрослеющих детей справиться с чувством собственной неполноценности****. Каждый из нас начинает жизненный путь в состоянии физической и психологической зависимости от других людей. Становясь старше, мы осознаем свои способности и недостатки. Несовершенство пытаемся компенсировать, бессознательно создавая жизненный стиль и выбирая способы поведения. И достигаем определенной цели, будь то желание приспособиться, добиться совершенства или обезопасить себя.
Адлер считал, что каждый из нас с самого раннего возраста обладает способностью концентрировать внимание на своих уязвимых местах и находить внутренние ресурсы, чтобы их компенсировать. Видимо, это действительно так, если вспомнить Демосфена, заику с тихим голосом, который стал выдающимся оратором Древней Греции. Или Арнольда Шварценеггера, слабого болезненного ребенка, который работал над собой до тех пор, пока не стал тем, кого все мы прекрасно знаем. Теория Альфреда Адлера разъясняет этот психологический механизм, но не объясняет страстной детской увлеченности, внутреннего зова, который кажется чем-то большим, нежели размышления о компенсации комплекса неполноценности, о «врожденном» и «приобретенном».
Скрытый код судьбы
Возможно, поэтому психотерапевт и философ Джеймс Хиллман (James Hillman) утверждает, что еще до рождения каждый из нас несет в себе образ своей личности и свое предназначение... а после рождения мы просто забываем о своей судьбе: «Призвание – это сущность жизни человека, и все ее превратности, включая переживания и болезни, способствуют его развитию»*****. Мы часто слышим сегодня: «Никогда не поздно для того, чтобы…» Но как узнать свое предназначение? Прежде всего – осознавая, что склонность к чему-либо в целом соотносится с нашим истинным жизненным планом. Наши детские мечты и желания отражают способности, которые присущи именно нам. Как записал для себя Герман Мелвилл, автор «Моби Дика», на листочке, найденном после его смерти в секретном ящике его письменного стола: «Оставайся верным мечтам своей юности».
* В. Дандре «Анна Павлова. Жизнь и легенда» (Вита Нова, 2003).
** См. подробнее Ю. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», «Родителям: как быть ребенком» (АСТ, 2008, 2010).
*** К. Лоренц «Год серого гуся» (Мир, 1984).
**** А. Адлер «Очерки по индивидуальной психологии» (Когито-центр, 2002).
***** J. Hillman «The Soul's Code: On Character and Calling» (Random House, 1996); Д. Хиллман «Архетипическая психология» (Когито-Центр, 2006).