В 1986 году команда исследователей из Университета Восточной Индии начала впечатляющий эксперимент среди жителей беднейших кварталов столицы Ямайки Кингстона. Для него отобрали 129 детей, включая и самых маленьких. Их семьи были разбиты на группы.
Семьи первой группы раз в неделю навещал исследователь-куратор. Его задачей было побудить родителей проводить больше времени с детьми: играть с ними, читать книжки с картинками, петь. Детям из второй группы раз в неделю доставляли килограмм питательной добавки. В жизни семей из третьей — контрольной — группы все оставалось без изменений. Эксперимент продолжался два года, но после его окончания исследователи годами продолжали отслеживать судьбы своих подопечных.
Как выяснилось, пищевые добавки выраженного влияния на развитие детей не оказали. А вот дети, с которыми родители под влиянием кураторов стали играть значительно больше, чем прежде, развивались намного успешней. Их IQ был выше, а показатели в тестах на агрессивное поведение и самоконтроль оказывались намного лучше. Теперь, став взрослыми, они зарабатывают на 25% больше, чем участники двух других групп.
После всего лишь десяти коуч-сессий с родителями у детей стало меньше поведенческих проблем
Эксперимент на Ямайке наглядно демонстрирует, насколько будущий успех ребенка в жизни зависит от отношения, установок и поведения близких ему взрослых. А значит, ради будущего детей в первую очередь надо меняться самим родителям.
Эксперименты в других странах подтвердили этот вывод. Психологи, в частности, Мэри Дозиер из Делавэрского университета и Филип Фишер из Орегонского университета, изучали, какой долгосрочный эффект оказывали визиты в семьи кураторов, обучавших родителей создавать атмосферу привязанности, теплоты и доверия в отношениях с детьми. По сути, кураторы выступали как персональные коучи.
Например, после всего лишь десяти коуч-сессий с родителями у детей стало меньше поведенческих проблем, показатели безопасной привязанности — близкой и надежной связи с взрослым — возросли, дети лучше боролись со стрессам, в частности, у них нормализовался уровень гормона стресса кортизола в крови.
Если ребенок растет в нестабильной и хаотичной атмосфере, у него развивается сильный хронический стресс
Однако исследователи отмечают и более отдаленные результаты экспериментов. Родительский коучинг позитивно сказывается на развитии некогнитивных способностей детей: умения понимать объяснения и следовать им, концентрироваться на определенной деятельности продолжительное время, спокойно взаимодействовать с товарищами, справляться с разочарованием и выдерживать фрустрацию.
Эти способности исключительно важны при обучении в школе. Их формирование зависит от ближайшего окружения ребенка, более всего — в первые годы его жизни. Если он растет в нестабильной и хаотичной атмосфере, у него развивается сильный хронический стресс, который на нейробиологическом уровне нарушает развитие этих способностей.
Хорошая новость в том, что этот процесс обратим. Главное, чтобы родители осознали, что от качества их отношений с ребенком напрямую зависит, насколько успешным он будет в жизни.