Они едва ли не с пеленок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность у родителей и учителей. Но могут ли современные дети учиться так, как учились их родители?
Кажется, в мозг современного ребенка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два-три года современные дети легко управляются с iPad. В пять помогают взрослым осваивать гаджеты. А когда это поколение, уже получившее название digital natives, приходит в традиционную школу, учителей оно зачастую ставит в тупик.
Вот типичный пост на учительском форуме: «Пока не вижу способов решения. Ведь то, что они отсекают информацию, не позволяет им в дальнейшем творчески ее использовать и развиваться интеллектуально. А еще отсутствие мотивации: им это не нужно, как бы вы на ушах ни стояли. То есть забавно, пока это шоу, но сразу скучно, как только говоришь: реши или сделай сам. Каждый урок – как с чистого листа»*. Типичные жалобы: дети не могут надолго сосредоточиться, комментируют происходящее в классе, как если бы сидели у монитора компьютера, у них плохая память. Еще одна волнующая учителей тема: как им, «цифровым иммигрантам», догнать детей, «цифровых аборигенов»?
Они могут забыть о планшетах!
Лидерские качества, навыки публичного выступления, общения и работы в команде – без этого сложно делать карьеру в цифровой век. Но этому обучают на курсах дополнительного образования Smart Course*. Для «цифровых детей» важнее всего атмосфера доверия, считает руководитель проекта Михаил Мордасов: «Наши тренеры молоды (25–30 лет), они легко общаются с ребятами на их языке». «Но мы не развлекаем детей, а вовлекаем в процесс обучения, – добавляет Максим Чернов, директор по маркетингу и управляющий партнер проекта. – Сразу договариваемся о правилах: на занятиях не отвлекаться на свои дела. У нас никто и не вспоминает о смартфонах и планшетах!» Детей учат слушать себя, работать с информацией из разных источников, развивают коммуникативные и социальные навыки, которые они могут применить в своей жизни прямо сейчас».
* Подробней см. smart-course.ru
Психологи тоже признают, что современные дети очень отличаются от нас. «Все увиденное и услышанное по телевидению или в интернете мы, взрослые, называем псевдореальностью, – говорит детский аналитик Анна Скавитина. – Но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность. Темпы усвоения информации у детей сейчас во много раз выше, чем у взрослых. Это требование времени. Одновременно у детей стала «хуже» память. Но дело в том, что теперь они хранят информацию как компьютеры – на внешних источниках. Они запоминают не информацию, а каталоги. Читающие дети редкость, потому что чтение слишком медленный процесс для их динамичных мозгов. Они научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки, отвечать на сообщения и постить фото в Сети. Но концентрация внимания на объекте у них падает, им трудно улавливать смысл длинных предложений».
Нравится нам это или нет, но это реалии наших дней, и нам, взрослым, надо учиться реагировать на них адекватно. Вот несколько подсказок, которые помогут и преподавателям, и детям.
Стимулировать их критическое мышление
Десятилетний Антон скучает в классе, быстро отвлекается: «Я думаю о многих вещах сразу. Учительница говорит так долго, я не могу дослушать, мне неинтересно». Психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron) советует: «Надо стимулировать критические размышления детей. Учить их задумываться о собственных действиях и действиях других людей. Например: почему учитель объясняет не торопясь? Как он это делает? Наблюдая за преподавателем, ребенок может заинтересоваться педагогическими стратегиями. Тогда время на уроках не будет тянуться так медленно».
Вместе обсуждать их переживания
Жанне 9 лет, она хорошо учится. Но ей, живой и непосредственной, трудно управлять своей речью. Слова льются водопадом, она даже не успевает их четко выговаривать, как будто боится, что ее прервут: «Мне всегда нужно что-то сказать подружке. А учительница говорит, чтобы мы замолчали». Перед монитором компьютера дети испытывают очень насыщенные эмоции, а в классе время будто замирает. По мнению Сержа Тиссерона, надо просить их рассказывать о своих переживаниях: так они учатся организовывать свои мысли, смотреть на события со стороны, развивают навык рефлексии.
Развивать живость ума
Во многих школах уроки ведутся по старинке: учителя и дети пишут мелом на доске. Но современному ребенку ближе персональный компьютер, позволяющий чувствовать динамичность жизни и сохранить правильную версию работы, в которой больше нет ошибок. «Не надо бояться быстрого переключения внимания в разговоре или во время навигации по интернету, – говорит психоаналитик. – Наоборот, давайте использовать это, чтобы развивать в детях живость ума».
Побуждать к поиску
«Когда наша учительница не знает ответа, то говорит, чтобы мы сами нашли его», – 12-летняя Жанна пожимает плечами, по сути, она сомневается в компетентности учителя. «Связь между учителем и учеником теперь важна как никогда, – отмечает Серж Тиссерон. – Учитель – это первопроходец, дирижер. Он должен вдохновлять и внушать доверие. Объясните детям, что взрослые знают не все и это нормально. Скажите им, как это потрясающе – вступить в мир, где нет ничего несомненного и где многое может измениться благодаря им. Детям нравится эта идея».
Помочь им найти свое место
Если ребенок привык в одиночестве сидеть перед компьютером, сблизиться с одноклассниками ему не всегда легко. Начиная с 9 лет наши эксперты советуют отдать предпочтение групповым компьютерным играм с участием родителей или друзей, чтобы дети могли учиться находить свое место в группе: «Просите их, чтобы они рассказывали о своих успехах и неудачах. Именно так они могут осознавать свои умения, знания и навыки».
«Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), я и мой ребенок»: Что происходит, если родители подростка хотят стать его виртуальными друзьями? Детский психолог Татьяна Бедник комментирует типичные случаи.
* См. на форуме образовательного портала компании Intel edugalaxy.intel.ru
Всему свое время!
Приобщать ребенка к цифровой технике нужно с учетом его возраста. Советы нейропсихолога Ксении Вотяковой.
До 3 лет: никаких экранов
Маленькому ребенку совершенно ни к чему сидеть перед экраном – для развития его познавательных способностей необходим весь спектр ощущений: не только визуальные, но и тактильные и слуховые. Для него полезнее игрушки, которые он может трогать, и сказки, которые ему рассказывают.
До 6 лет: никаких игровых приставок
Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они занимают все его внимание в ущерб другим видам деятельности. Лучше отдать предпочтение интернет-приложениям, где в игровой форме предлагаются задания на развитие памяти, внимания, зрительного восприятия (например, cognifit.com/ru/cognifit-for-kids). Это важно для подготовки старших дошкольников к школе.
До 9 лет: контролируемый интернет
Ребенок должен запомнить три основных правила: все, что мы оставляем в интернете, может попасть в публичный доступ; все останется там навечно и ко всему, что мы там находим, надо относиться с осторожностью. Желательно использовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.
До 12 лет: никаких социальных сетей
Доступ в интернет должен предоставляться в соответствии с правилами пользования, а главное – в часы, ограниченные родителями. Не надо ставить компьютер в комнате ребенка. Хорошо, чтобы родители сами владели компьютером и могли просматривать в браузере «историю посещений» ребенка. Это позволяет не только контролировать, но и понять сферу его интересов.
Старше 12 лет: предупреждать о рисках
Не оставляйте ребенку неограниченный доступ в интернет ночью, в его комнате. Поговорите с ним о скачивании материалов, о плагиате, порнографии и сексуальных домогательствах (преследованиях). Не включайте его в число «друзей» на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). В целом работа за компьютером и просмотр телевизора – это не отдых, а нагрузка, и детей, которые быстро утомляются, надо еще больше ограничивать в этих занятиях. К. В.