«Ведь нам с тобой в конце концов немалых стоило трудов стареть, но не взрослеть, старея», – такие слова вкладывает бельгийский поэт и певец Жак Брель в уста «старых любовников».
Статус взрослого им кажется незавидным. Только избегая взрослости, седым уже влюбленным удается сохранить силу и полноту чувств. Такое безрадостное представление о взрослости как синониме отказа от страстей и угасания чувств разделяют и многие подростки. Они не стесняются бросить в лицо родителям: «Вы закоснели, в вас нет движения, жизни! Вы живете по привычке, вас устраивает ваша ущербная любовь». Что это, юношеская романтика? Не только. Эти яростные приверженцы жизни в движении не так уж неправы. Подросток – тот, кто «подрос», но продолжает расти, а взрослый – тот, который уже «возрос», вырос, дошел до конца пути под названием «взросление».
От влечений к реальности
Но дошел куда? Вот тут начинаются проблемы. Ведь признание того, что развитие завершилось, подразумевает, что есть критерии этой завершенности, применимые к любому из нас, а на вопрос «Что такое взрослый?» существует точный ответ. «Это так, когда речь идет о теле, поскольку все «человеческие детеныши» примерно в одном возрасте начинают ходить, также примерно в одном возрасте появляются первые зубы и так далее, – замечает сексолог Евгений Кащенко. – В том, что касается интеллектуального, эмоционального, сексуального развития – разброс, как известно, больше».
И правда, кто из нас осмелится всерьез утверждать, что он уже взрослый человек? Мы знаем, например, выдающихся профессионалов, которые в личной жизни ведут себя как неразумные младенцы. Да и человеческий разум слишком сложен и подвижен, чтобы мы могли рассчитывать его измерить или загнать в рамки каких-то «уровней».
Какова же позиция психоанализа? «Часто человек не может реализовать свои влечения, ему трудно эмоционально раскрыться, получать удовольствие от отношений, работы и творчества, так как ему мешают бессознательные сценарии, которые он навязчиво воспроизводит, – объясняет психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова. – Психоанализ – это путь к более зрелому «Я», способному вытаскивать человека из бесконечной череды отыгрывания его конфликтов, идущих из детства. Возможность свободных ассоциаций создает пространство для встречи и диалога со своим бессознательным. При помощи интерпретаций аналитика и собственных фантазий и рассуждений человек проделывает очень важную внутреннюю работу». Он не становится буквально «взрослым человеком», но несомненно приближается к себе.
В теории психоанализа понятие «взрослый» можно рассматривать под двумя углами. Фрейд называет «взрослой генитальной сексуальностью» итоговое состояние сексуального развития человека*. Эта сексуальность формируется начиная с пубертата, с того момента, когда «отдельные влечения», то есть волны либидо, исходящие из разных «эрогенных зон», начинают организовываться «при доминировании генитального». Понятие «взрослый» в теории Фрейда можно также вывести, опираясь, например, на «принцип удовольствия» и «принцип реальности». «Ребенок, вырастая, постепенно признает и принимает требования реальности (если его воспитывают), – считает психоаналитик Клод Альмос (Claude Halmos). – Он может понемногу отказаться от того, чтобы руководствоваться только удовольствием, и это, конечно, свидетельствует об эволюции в направлении зрелости».
«Взрослости» не существует?
Следует ли из этого, что аналитическая теория рассматривает взрослость как (ценное) состояние, которого любой здоровый человек стремится достичь? Это было бы ошибкой, полагает Евгений Кащенко: «Бессознательное не знает времени. Мы все обречены – каков бы ни был наш возраст – на то, чтобы за нас действовал «ребенок внутри нас». Обречены вступать с «другими» из нашей взрослой жизни – любовниками, любовницами, друзьями, начальниками – в отношения, как две капли воды похожие на те, что были у нас прежде с отцом, матерью, братьями и сестрами».
ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТСЯ ПРОЙТИ АНАЛИЗ, ПОТОМУ ЧТО ЕМУ БОЛЬНО ЖИТЬ. И ДОВОЛЬНО БЫСТРО ОН ПОНИМАЕТ, ЧТО СТРАДАЕТ ИЗ-ЗА СВОЕГО ДЕТСТВА.
Кроме того, понятие «взрослый» подразумевает четко определенные этапы развития. «Да, конечно, ребенок переходит от оральной стадии к анальной, однако ни одна стадия психического развития не закрывает наглухо дверь для другой, – размышляет Светлана Федорова. – Взрослая сексуальность индивидуальна и уникальна, но в ней всегда сохраняется отпечаток прошлых ощущений. Соединение в ней разных стадий делает ее более богатой и многогранной». Понятие «взрослый» также подразумевает некую норму: «Пора бы стать взрослым, мой юный друг!» «Но психоанализ плохо ладит с нормами, – уверена Клод Альмос. – Делая акцент на сложности личной истории, он показывает бессмысленность всякого представления о «нормальности».
И наконец, Фрейд открыл в нас «влечение к смерти». «Это сила, побуждающая возвращаться назад, бесконечно повторять те способы существования (по отношению к себе, к другим, к миру), которые мы уже знаем, – объясняет Светлана Федорова. – Как примирить эту постоянную тягу к прошлому, к тому небытию, из которого мы пришли, с идеей восхождения к золотой поре взрослости? Человеку присущ страх неопределенности, страх перед агрессивными чувствами других и собственными, и всегда есть соблазн вернуться в материнскую утробу, где нет разделения, нет конфликта, где все потребности удовлетворяются сами собой». Но по сути это и есть отказ от собственного «Я» и психическая смерть, а развитие возможно через конфликты.
Исцеление от страданий детства
Так может ли курс психоанализа сделать пациента «взрослым»? Вопрос непростой. Человек решается пройти анализ, потому что ему «больно жить», и на кушетке ему довольно быстро открывается, что страдает он из-за своего детства. Но чтобы исцелиться, имеются разные решения. Некоторым анализ позволяет выйти из подчинения родительским предписаниям. Такие люди открывают для себя право думать иначе, чем их родители, иметь другую жизнь, помимо родительской, делать то, что родители им запрещали, и даже быть равными им («Прежде я не мог быть отцом. Единственным настоящим отцом был мой отец»). В конце пути некоторым удается внутренне помириться с родителями из своего детства и благодаря этому почувствовать себя более «взрослыми». Другие, напротив, используют психоанализ, чтобы вернуть то детство, которое у них украли. «Они заново осваивают свое тело, до сих пор остававшееся зажатым, – говорит Евгений Кащенко. – Заново обретают способность смеяться, двигаться, играть, любить и творить, мыслить свою жизнь в будущем времени, строить планы». И все же психоанализ не претендует на то, чтобы делать нас взрослыми. Он довольствуется тем, что позволяет каждому узнать, кто он есть, и исходя из этого быть тем... кем он может быть. Мы перестаем бежать на месте, разрываем круг вечных повторений и начинаем срочно жить именно эту, собственную и единственную жизнь.
* З. Фрейд «Очерки по психологии сексуальности» (Попурри, 2010).
Об этом
- «Возрасты жизни» Александр Толстых (Молодая гвардия, 1988).
- «Психологическое время личности» Евгений Головаха, Александр Кроник (Смысл, 2008).