Помочь ребенку стать умнее — ставит ли школа перед собой такую цель?
Безусловно, ставит. Задача любой школы — развивать способности детей, и интеллектуальные в первую очередь. Вопрос в том, что мы понимаем под выражением «умный ребенок». Нет людей умных вообще, такое представление — абстракция.
Умным можно быть только в чем-то: в математике, в гуманитарных науках, в ручном труде, в человеческих отношениях. Но традиционная массовая школа, в которой учится большинство наших детей, устроена так, что развивает главным образом исполнительскую сторону ума — способность действовать по правилу и инструкции, но слабо развивает творческое умение применять правила в нестандартных условиях или открывать новые законы.
А социальный и эмоциональный интеллект — одаренность в общении, владение своими эмоциями и понимание чувств других, вообще чувство сопричастности — в школе не востребованы. Эти стороны детского ума школа не замечает. Хотя уже в начальных классах хорошо видно, в чем именно «умен» ребенок.
Например, девочку, которая в раздевалке всем завязывает шарфики и застегивает тугие пуговки, скорее всего, не заметят как умную в сопереживании и помощи. А ведь многие ее одноклассники (будь у них выбор) хотели бы сидеть за одной партой именно с этой — пусть не самой сообразительной — девочкой, поскольку ее присутствие помогает собраться с мыслями.
Что получают ученики в школе кроме конкретных знаний
Традиционная школа, если она использует все свои педагогические резервы, прекрасно развивает исполнительские способности. Большинство ее выпускников обладают внутренней дисциплиной: если перед ними поставлена цель, есть алгоритм решения, они могут наметить план, последовательно выполнить все намеченные действия, довести дело до конца, проконтролировать результат… Но они редко ставят перед собой новые цели самостоятельно, по собственному побуждению.
Если нет инструкций, они останавливаются и ждут указаний. В школе дети получают знания в готовом виде. Ум ребенка не работает над тем, как добыть это знание, его кормят с ложечки и одевают в эдакие педагогические памперсы.
Воображение, любознательность, пытливость ума остаются невостребованными
Дело тут не в учителях — в школе работает много умных, добрых учителей, любящих детей. Причина в традиционном стиле преподавания: он не только не развивает ум учеников (в широком смысле слова), но и снижает их интеллектуальный потенциал, поскольку не создает условий для того, чтобы дети в учении были инициативны, имели собственное мнение, критически воспринимали информацию.
А ведь именно инициатива, самостоятельность, ответственность, способность отвечать за свой выбор требуются сегодня от умного человека. Недаром об этих качествах пишут почти в каждом резюме.
Существует ли альтернатива массовой школе?
К счастью, в инновационных школах преподавание строится иначе. Сравните, к примеру, два урока истории. В традиционной школе преподаватель, скорее всего, попросит выучить то, что сказано в учебнике.
Учитель инновационной школы предложит ученикам изучить документы из разных источников (воспоминания, архивные материалы, передовицы партийных газет…), а потом организует среди учеников круглый стол.
Такой учитель хочет, чтобы дети умели сопоставлять разные точки зрения, имели свое мнение, были способны отстоять его в дискуссии.
Когда ребенок вовлечен в такой анализ информации, то он не просто знает факты, он действительно становится умнее
Международные сравнительные исследования качества образования (данные теста PIRLS) показывают, что сегодня 9–10-летние российские школьники лучше своих сверстников в других странах понимают, например, смысл прочитанного. Значит, с начальным образованием все обстоит неплохо.
А вот результаты российских 15-летних (данные теста PISA) — одни из худших в мире: в частности, наши старшеклассники не умеют при чтении извлекать информацию из текста. Иными словами, после того как ребенка научили читать и писать, ничего не происходит. Детям выдают толстые учебники и говорят: читайте, отвечайте на вопросы, пересказывайте…
Школа не учит учиться
И в этом парадокс современной школы. Вроде бы для всех очевидно: чтобы делать самого себя умнее, проживая каждую новую жизненную ситуацию, нужно уметь учиться (учить самого себя).
А для этого в первую очередь надо лучше понимать себя, быть способным к рефлексии, уметь определить, что тебе неясно, и знать, где и как следует искать недостающие знания, умения, навыки. Иными словами, надо понимать границы своих возможностей, уметь дойти до этих границ и выйти за их пределы. Но в нашей школе этому не учат.
Независимо от того, чем будет заканчиваться школа — привычным экзаменом или ЕГЭ, в ней много чего должно измениться. И абсолютно безразлично, как будут проверяться знания выпускников. Единый экзамен в форме тестов — такой же факт современной цивилизации, как двигатель внутреннего сгорания. И добро, и зло одновременно.
Особо радикальные «зеленые», вероятно, были бы рады уничтожить все двигатели внутреннего сгорания. Но более разумно все же искать способы экологически грамотно их использовать. Другое дело, что сегодняшний ЕГЭ — это такой двигатель, которому еще далеко до современных мировых стандартов. Это все еще поделка, собранная, как говорится, «на коленке».
Об эксперте
Галина Цукерман — профессор, доктор психологических наук, школьный психолог, автор нескольких книг, в том числе «Как младшие школьники учатся учиться», «Психология саморазвития» (совместно с Борисом Мастеровым), «Введение в школьную жизнь».