Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Точка зрения/Почему мы откладываем жизнь на потом?
Почему мы откладываем жизнь на потом?
Мы думаем: «Вот куплю квартиру (перееду в другой город, поменяю работу, создам свою фирму, напишу книгу) — и тогда заживу на славу!» То, что происходит здесь и сейчас, не так важно, это пока не настоящая жизнь, а черновик. Но проходят годы, и, оглянувшись назад, мы с горечью понимаем, что большой кусок нашей жизни попросту упущен. О синдроме отложенной жизни рассказывает психолог-консультант.
Psychologies: Многим из нас когда-нибудь да приходилось подчинять свою жизнь некой важной, но дальней цели, чем-то жертвовать ради нее, иногда годами. Означает ли это, что в тот период мы жили «отложенной жизнью»?
Елена Мартынова: Нет, конечно. Стремление достичь цели и жертвование чем-то ради этого — это еще не невроз отложенной жизни. Определяющий момент — это то, как сам человек воспринимает свою жизнь здесь и сейчас. Считает ли он, что нынешняя его жизнь — подготовительная, «черновая»? А «настоящая» начнется только после того, как он достигнет своей цели?
При этом «подготовительный период» может занимать и 10, и 20, и 30 лет. И все это время человек ущемляет, депривирует свои потребности. Может, например, не заводить семью, не устанавливать дружеских связей, не позволять себе полноценно отдыхать или обустраивать жилье.
Сам термин «отложенная жизнь» ввел в оборот психолог Владимир Серкин, проводивший исследования среди тех, кто работает на Севере
Очень многие из этих людей считают, что заживут по-настоящему только тогда, когда заработают достаточно денег и переедут «на материк», как они говорят. На это иногда уходят десятилетия.
И даже если цель в конце концов осуществляется (что бывает не всегда) и они покупают себе, условно, домик на юге, то все равно сталкиваются с разочарованием. Они вдруг осознают, что огромный кусок жизни был упущен, прожит не в полную силу, прежде всего эмоционально.
За сверхзначимой целью теряются другие естественные жизненные смыслы. Дети, отношения, природа, искусство — человек оставляет это за скобками и потом обнаруживает, что ему нечего вспомнить. Это причиняет настоящие страдания.
Бывает, что цель лишь «убаюкивает», помогает человеку примириться с тем, что жизнь его не устраивает. Он на самом деле ничего не делает, чтобы ее приблизить. Идут годы, а он даже не начинает писать свою заветную книгу или создавать фирму. Таких примеров вокруг много. Это тоже отложенная жизнь?
Да, это тоже пример невроза отложенной жизни. Здоровая стратегия — это «хочу-могу-делаю». Стратегия отложенной жизни — «хочу-могу-откладываю» (и чаще навсегда).
Одна из причин, на мой взгляд, это фаталистическое отношение к жизни и к будущему: мы как будто не в силах ничего изменить. Кажется, что у нас нет для этого ни сил, ни внутренних ресурсов. Кажется, что нечего и пытаться, все равно наши усилия не приведут к нужному результату.
Это очень близко к синдрому «выученной беспомощности», который был описан американским психологом Мартином Селигманом: человек ощущает себя так, словно он не способен контролировать свою жизнь.
На ощущении невозможности изменить и контролировать свою жизнь и держится, как мне представляется, феномен «отложенной жизни»
Я говорю об ощущении, потому что зачастую это не соответствует реальности.
Тут еще такая депрессивная особенность: с одной стороны, у нас есть некий идеальный — космический просто — образ «Я», и одновременно есть очень глубокое представление о себе как о никчемном, неуверенном, потерянном, не имеющим ресурсов человеке.
Между этими полюсами — пропасть, которую мы не можем преодолеть. Но ни тот, ни другой не соответствуют действительности. Правда где-то посередине: мы не так уж идеальны и не так уж беспомощны.
То есть при «отложенной жизни» мы мечтаем об изменениях и в то же время сопротивляемся им?
Да. Я вспоминаю одну свою клиентку. Это была молодая девушка, недавно окончившая институт. Она горько плакала и рассказывала, как у нее все плохо: она живет со своей семьей в коммунальной квартире, из-за этого не может реализовать себя в профессии, построить отношения с молодым человеком.
Я задаю ей вопрос: «Правильно ли я понимаю, что твоя жизнь тебе совершенно не нравится»? Она кивает: «Да!» — «А когда ты начнешь жить так, как хочется?» Она задумывается и говорит: «Вот когда у меня будет свое жилье, я начну жить по-другому!»
Но понятно, что на свое жилье молодая девушка, получающая небольшие деньги, заработать не может. Я спрашиваю: «А почему бы тебе не снять комнату или квартиру с какой-то подругой, чтобы начать жизнь, независимую от семьи?» И она начинает меня уверять, что это невозможно по таким-то и таким-то причинам.
Вот это очень типичная история для ситуации «отложенной жизни». Любое решение, которое способно изменить жизнь к лучшему уже сейчас, человек обычно не принимает, всегда находит массу аргументов, чтобы этого не делать. То есть на период подготовки к «настоящей» жизни он отказывается от своих потребностей, депривирует их.
По сути, он не живет в этой жизни. Он ее очень сильно обесценивает, не считает жизнью. Это такая чисто невротическая черта.
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru
Можно ли здесь говорить об инфантильном поведении?
Отчасти это так. Потому что такой человек не берет на себя ответственность. Он, кстати, может вести самостоятельную жизнь, зарабатывать хорошие деньги — и при этом остается незрелой личностью, не способной принимать серьезные решения. Это может происходить оттого, что самостоятельная часть личности не принимается, не осознается самим человеком.
А нет ли здесь страха перед неудачей? Ведь пока я не действую, у меня есть надежда на лучшую жизнь. А если я попробую что-то изменить и у меня не получится, то я этой надежды лишусь.
У нас, как известно, есть две основные мотивации: мотивация достижений и мотивация избегания неудачи. Какая из них будет ведущей, зависит от воспитания в семье, от того, учили ли родители ребенка преодолевать препятствия, поддерживали ли его.
Мотивация избегания неудачи, конечно, очень тормозит человека: «Я лучше не буду ничего делать, чем потерплю поражение и буду переживать боль от своей неудачи». Это может быть психологической причиной откладывания жизни на потом.
Если мы увидим в себе желание отложить жизнь на потом, поможет ли это сменить курс?
Обычно здесь требуется большая внешняя поддержка. Это может быть психолог или хороший друг, который понимает, что нужно делать. Хотя я знаю случаи, когда человек справляется сам.
У меня была такая клиентка — молодая женщина, талантливый музыкант, которая без конца жаловалась на свои болезни, мечтала быть здоровой, но ровным счетом ничего не делала для улучшения самочувствия. Казалось, это безнадежный случай.
Потом я не видела ее года два и вдруг случайно встретила на улице. Спрашиваю, как она себя чувствует. Она отвечает: «Прекрасно!» и рассказывает: «Однажды утром я проснулась и поняла, что мне надоело болеть!» Стала закаляться, обливаться холодной водой, делать какие-то физические упражнения — и жизнь наладилась.
Я слушала ее и удивлялась, потому что не думала, что это возможно.
Как перестать откладывать жизнь на потом: 8 советов
Учиться жить здесь и сейчас. Ориентироваться на то, что происходит в данное время, учиться находить в этом удовольствие.
Начать действовать, пошагово планируя свои действия. Что называется, слона надо есть по кусочкам.
Отказаться от обесценивания своей жизни. Увидеть, что наша реальная жизнь не хуже, а может быть, и лучше, чем та, о которой мы мечтаем.
Перестать гнаться за результатами, игнорируя процесс.
Искоренять выученную беспомощность. Полезно для начала почитать книги Селигмана.
Искать смыслы в нынешней жизни. Например, очень хорошая техника — взгляните на ту или иную ситуацию, например, на ваш сегодняшний день, поместив ее в контекст всей вашей жизни. Это хорошо продвигает в осознании ценности жизни и конкретного момента.
Работать над изменением своих мыслей, учиться думать оптимистично.
Искать поддержку, дружескую и профессиональную.
Елена Мартынова
Директор Высшей Школы психологического консультирования, психолог-консультант, супервизор, доцент кафедры общей и педагогической психологии (МГОУ), автор книги «Индивидуальное психологическое консультирование: Теория, практика, обучение», к. пс. н.
Текст:Алина НикольскаяИсточник фотографий:ShutterstockДата публикации:28 октября 2024