Psychologies: Всякий ли ребенок талантлив?
Елена Макарова: Да, я не встречала неталантливых детей, они креативны от природы. Если нам кажется, что ребенка ничего не интересует, значит, мы просто еще не нашли то, что пробудило бы его креативность. Возможно, у него нет чувства внутренней безопасности или достаточной свободы духа, чтобы творить.
Другое дело, что не надо путать творчество и выражение себя. Ребенок кричит или делает какое-то движение — так он выражает себя. Но если мы скажем ему: «Покажи, как будет звучать твоя радость, твое желание, твой гнев…» — тогда ребенок начнет искать в себе то, из чего проистекает творчество, начнет придавать этому особый смысл.
Выражать себя — это само по себе ни хорошо, ни плохо, однако, если мы хотим помочь ребенку, нужно указать ему цель, придать смысл его спонтанному самовыражению.
Как понять, каким талантом обладает ребенок?
Нужно наблюдать: что ему нравится, на что направлено его внимание? Если ребенок любит передразнивать, копирует движения и походку всех, кого видит, у него наверняка есть актерские способности, тогда с ним можно «устраивать театр», играть в ролевые игры.
Если он особо внимателен к звукам, к интонации речи — тогда надо развивать его в этом направлении: водить на концерты, устраивать семейные джаз-сейшены, показывать, как звучат кухонные «инструменты» — кастрюли, ложки и чашки... Глухой звук, открытый звук… Можно оркестр целый устроить.
В общем, с маленькими детьми важно вовремя играть в игры, пробуждающие творческую активность.
Что это за игры?
Я называю эти игры «все может быть всем». Игры-превращения, игры-метаморфозы, в которых действует главный закон — закон преображения.
Возьмем любой предмет, скажем чашку, — ею можно заниматься до бесконечности. Она может быть сосудом, может быть шапкой, горой или лицом. Если чашку с водой поставить в морозильник, то поверхность застывшей воды может стать катком, если спрятать ее в темный ящик — ее вообще не станет.
Изначально дети осваивают мир, проводя линии, нанося краски, создавая пластические формы, и не знают, что такое банальность
Можно взять любые предметы, случайно попавшие в поле зрения (разнофактурные, разной формы, цвета), и играть с ними. Игра — это важнейший, главный путь для развития творческого воображения.
Что делать, если ребенок загорается желанием чем-то заниматься, а потом остывает?
Если у ребенка пропало желание, скажем, играть на инструменте, можно поискать другого педагога или временно прекратить занятия, иначе у него может возникнуть неприятие к музыке.
Не надо ставить его и в положение обвиняемого — за то, что не доводит дело до конца: возможно, он просто испытывал потребность получить этот опыт, чтобы понять, что же на самом деле ему нравится. Может быть, этот вид творчества вообще «не его», а может быть, просто время еще не пришло — ведь важно не только предложить ребенку подходящее занятие, но и сделать это вовремя.
Если же его расхолаживает необходимость прилагать усилия, не стоит пускаться в увещевания: «Чтобы играть, как эта тетя в телевизоре, ты должен очень стараться». Аргументом лучше сделать то, что доставляет ребенку удовольствие.
Как-то я объясняла одному маленькому композитору — он очень не хотел изучать теорию, — для чего существуют ноты: чтобы наутро сыграть или пропеть то, что сочинил вчера. Это объяснение показалось ему вполне разумным, и он согласился их учить.
Считается, что рисование полезно всем детям. Чем именно?
В возрасте трех–пяти лет это самый главный способ самовыражения — ребенку просто не может быть неинтересно изображать. Очень рекомендую купить рулон бумаги и повесить на свободное место (подойдут и старые обои, на них можно рисовать с обратной стороны), положив рядом уголь или карандаши. Именно рулон — его не жалко разматывать и отрывать куски. Вы же будете видеть все, что происходит с вашим ребенком, в каком он настроении, о чем думает, — это своего рода дневник.
Кстати, взрослым такое рисование было бы полезно в той же мере, что и детям. Большое пространство помогает ребенку — у него не зажата рука, он рисует свободно, как дышит, и не заботится о том, чтобы создать картину, которую родители потом должны повесить на стенку и показывать друзьям и знакомым.
Почему некоторые дети держатся очень зажато?
От рождения ребенок не зажат. Как говорил художник и писатель Николай Кузьмин, «в начале было детство, когда каждый из нас был гениален». Изначально дети осваивают мир, проводя линии, нанося краски, создавая пластические формы, и не знают, что такое банальность.
Зажимаются они потом, когда на них начинают давить две «системы»: закомплексованные родители и детсадовские правила, которые учат рисовать или лепить «похоже» и «как правильно».
К концу начальной школы у ребенка нередко «пропадает талант». Потому что школа зачастую не развивает, а эксплуатирует его способности. Ребенок воспроизводит уже отработанные им шаблоны и попадает в тупик.
Другая помеха творчеству — родительские амбиции. Если родители одержимы мыслью об успехе, требуют от сына или дочери результата — быть лучше всех, — у ребенка может напрочь атрофироваться желание рисовать, музицировать, сочинять...
Освобождение творчеством
Некоторые родители считают, что занятия искусством не слишком важны, если ребенок не нацелен стать музыкантом или художником. Это не так: творчество в любом случае дает ребенку внутреннюю свободу и возможность сохранить себя как личность, считает Елена Макарова.
«Это хорошо понимала австрийская художница и педагог Фридл Дикер-Брандейс, которая занималась рисованием с детьми в чешском гетто Терезин во время Второй мировой войны. Дети создавали потрясающие по уровню свободы произведения. Благодаря творчеству детям удавалось освободиться — хотя бы на час — от гнетущей реальности. Часто дети должны были вообразить себе то, чего никогда не видели или видели, но забыли. На занятиях свободные темы чередовались с натюрмортами или копированием картин. Искусствотерапия, которой Фридл занималась с детьми в гетто, была направлена в первую очередь против страха, она исцеляла детей духовно, давала им ощущение свободы, приводила в порядок их чувства и мысли. Пять тысяч детских рисунков, конспект лекций Фридл для учителей и педагогов были найдены в домах и бараках Терезина после войны. Сама она погибла в Освенциме в 1944 году. Ученики Фридл, пережившие ужасы Терезина и Освенцима, стали художниками, искусствоведами, детскими психологами, врачами… Ей они обязаны выбором профессии, на многое они до сих пор смотрят ее глазами».
Заметив у ребенка явные способности, нужно ли его ориентировать, скажем, на карьеру артиста?
Не обязательно, но стоит сделать все, чтобы их развить. К примеру, интенсивное развитие музыкального дара в детстве потом может помочь ребенку стать прекрасным математиком или программистом — возможно, и программные коды он будет воспринимать свободнее — как ноты. Очень важно иметь хороших учителей и чутких родителей, которые не задавят в ребенке творческие способности.
Как понять, хороший педагог или плохой?
У плохого педагога нет интереса к ребенку. У него, возможно, есть интерес к преподаваемому предмету, но к педагогике это никак не относится. Многое зависит и от установки: если учитель сказал себе, что этот ребенок ни на что не способен, то ребенок и не окажется способен — и тогда занятия превращаются в мучения.
Задача хорошего педагога — предоставить ребенку пространство для развития. Ему необходима чуткость, чтобы понять, лежит ли талант ученика именно в этой области, а если нет — отказаться от достижения результата и направить ребенка к тому, к чему у него действительно есть способности.
Как современным родителям, при их занятости, создать для ребенка дома такую атмосферу, где разовьются и воображение, и творческое мышление?
Когда мы не знаем, как помочь ребенку, нужно хотя бы ему не мешать. Если он занят чем-то, что-то строит или сочиняет про себя, он все равно находится в процессе творчества. Самое смешное, что детям от нас почти ничего не нужно.
«Можно, я здесь порисую?» — спрашивает сын или дочь, а мы им отвечаем: «Нет!» Многие возводят бастионы из запретов: этого не брать, к тому не прикасаться... Взрослым все время некогда, многие просто разучились созерцать, видеть возможность создать нечто новое. Но это свойство живет в детях. Они — созерцатели и деятели одновременно.
В каком возрасте чем заниматься?
Сегодня множество студий открывают двери дошкольникам, школьникам, подросткам. Что лучше выбрать — живопись, танцы, театр? Это зависит не только от склонностей, но и от возраста, считает детский психолог Катрин Дольто-Толич.
3 года. Занятия по развитию музыкальных способностей предлагают детям открыть для себя ритм, звуки, песни, попробовать самим играть на ударных инструментах. Некоторые специалисты считают, что в этом возрасте можно начинать играть на фортепиано или скрипке: пока ребенок не приступил к изучению «серьезных предметов» в школе, его сознание обладает большей гибкостью. Знакомить ребенка с шедеврами живописи (водить в галереи, музеи) можно начинать с любого возраста, равно как и заниматься рисованием дома. Но посещение выставки не должно длиться больше часа, иначе возникнет чувство пресыщения.
6 лет. Художественные школы и студии предлагают разнообразные занятия: живопись, рисунок, керамику, моделирование, скульптуру, мозаичное искусство. Возраст участников определяется технической сложностью. Занятия сольфеджио в музыкальных школах начинаются с шести лет, а прием на обучение игре на инструменте — годом позже. Занятия актерским мастерством и пантомимой можно предлагать детям с шести лет — при условии, что на первое место ставится удовольствие от игры, а не классический репертуар. Театр может научить быть в группе, установленные правила позволяют творить совместно и учат контролировать себя.
7–8 лет. Лучший возраст для того, чтобы начать занятия спортом или танцами.
9–12 лет. Фотодело, видеостудии, компьютерная графика очень нравятся в этом возрасте. Как зажатым, так и слишком эмоциональным подросткам помогут занятия театром и пластикой: они научат выражать себя и находить контакт с собственным телом.
Об эксперте
Елена Макарова — арт-терапевт, историк, писатель, автор книг, среди которых художественная проза, работы по арт-терапии и истории концлагеря Терезин. Подробнее на ее