Psychologies: Почему некоторые шокирующие образы снова и снова всплывают в памяти?
Лионель Наккаш: Это деформации биологического механизма, на основе которого строится память. Мы запоминаем образы, которые вызывают острые эмоции. Способность связывать информацию с сильными переживаниями (как положительными, так и отрицательными) дает нам преимущества в выживании. Если мы запомнили, что нас напугало, то сможем спастись бегством, когда угроза появится снова. К воспоминаниям такого типа принадлежат и моменты личных катастроф. Они становятся травматичными в силу своей интенсивности.
Обычно флешбэки возникают в форме зрительных образов...
В коре головного мозга важное место отведено анализу изображений. Человек — визуальное животное.
Другие чувства не занимают столько площади — кстати, воспоминания редко выражаются в слуховой форме, хотя звуки и могут их вызывать.
В случае обычных воспоминаний у нас есть доступ не только к картине, всплывающей перед внутренним взором. Мы также способны мысленно играть со сценой, которую пережили: управлять ею, рассматривать с разных сторон, приближать или отдалять.
В случае травматического воспоминания способность к игре исчезает. Из-за своей интенсивности оно не поддается целенаправленному воспроизведению и становится более сенсорным, чем абстрактным. Вот поэтому оно возникает само по себе, без нашего желания, и мы не можем сохранять дистанцию.
Но иногда травма, напротив, провоцирует забывание?
Когда мы переживаем нечто исключительное, есть риск застрять внутри застывшего образа, из которого больше нет выхода, или же подвергнуться воздействию защитной системы головного мозга, стирающей все, чтобы избавиться от травмы. Она может даже заставить нас забыть, кто мы такие. В случаях тяжелой травмы жертвы амнезии полностью теряют автобиографическую память.
Как это можно вылечить?
Есть два подхода. Первый — вербализация. Он основан на гипотезе, что чем больше мы рассказываем, тем вероятнее, что вспомним произошедшее, сможем облечь его в слова, придать ему форму, включить в ткань интерпретаций и тем самым свести к минимуму вред таких воспоминаний. Недостаток метода в том, что мы рискуем выделить и закрепить этот сюжет.
Мы можем изменить тональность воспоминаний, окрасить их эмоцией, которую переживаем в настоящее время
Второй — помешать воспоминанию закодироваться, пока оно еще свежо. Для этого используют бета-блокаторы — препараты, которые замедляют сердечный ритм, действуют на симпатическую нервную систему и препятствуют раннему закреплению воспоминания непосредственно после шока. При этом связанные с воспоминанием эмоции как бы заглушаются.
В настоящее время лучшие результаты дает комбинация этих направлений, иногда в сочетании с техникой десенсибилизации, то есть снижения чувствительности, и переработки движением глаз (ДПДГ).
Как бы то ни было, ничто не окончательно, потому что наша память преображает прошлое: воспоминания — живые и гибкие зрительные объекты. Мы можем их реактивировать, изменить их тональность, окрасить их эмоцией, которую переживаем в настоящее время. И мысленно их переписать.
Об эксперте
Лионель Наккаш (Lionel Naccache) — профессор медицины в больнице Питье-Сальпетриер в Париже, руководитель исследовательской группы в Институте головного и спинного мозга.