Количество курсов, лекториев и образовательных программ растет с каждым годом. С другой стороны, растет и неопределенность: неясно, какие знания и навыки будут востребованы завтра. Страшно потерять работу, на которой держится вся жизнь. Но при этом хочется реализовать себя в чем-то важном, воплотить мечту.
Алена Владимирская помогает тысячам людей найти свое призвание, а Никил Синха ранее отвечал за развитие крупной платформы онлайн-образования. Мы пригласили их на круглый стол, чтобы разобраться в том, как работает современное «образование для взрослых».
Вы утверждаете, что умение учиться и переучиваться важно для всех. Почему?
Никил Синха: Прежде всего, сейчас люди меняют работу чаще, чем когда-либо. Мы, люди более старшего поколения, привыкли оставаться там, где нас все устраивает. Но поколение, которому сейчас 20-30 лет, будет менять работу в среднем 13 раз за жизнь!
Почему так часто?
Н.С.: Есть три причины. Первая — быстрые изменения в экономике. Переход от рецессии к восстановлению происходит быстрее, чем когда-либо. Вторая — это, конечно, глобализация. Люди могут находить работу по всему миру, они не привязаны к конкретному месту. И третья — технологии. Они тоже быстро эволюционируют, и это требует от нас приобретения новых навыков. При этом сами технологии позволяют делать то, что раньше было за пределами наших возможностей.
Но это значит, что и мы должны уметь перестраиваться.
Алена Владимирская: В нашей стране люди, особенно старшее поколение, мыслят так: сначала мы учимся, а потом работаем. И даже если мы учимся во время работы, то это уже обязанность работодателя — отправлять нас на какие-то курсы, потому что он в нас заинтересован. Ситуация меняется, и все чаще людям говорят: «Ты не соответствуешь, мы возьмем более молодого».
У молодых более гибкий ум, они лучше ориентируются в современных реалиях?
А.В.: Дело не в молодости, а в навыках, которых у этих людей нет. Люди очень обижаются, говорят: «Ну как же? Вы меня этому не научили». А компания говорит: «А мы не должны тебя учить, мы должны забирать лучших профессионалов, чтобы быстрее рос бизнес».
В банковском секторе уже сейчас около 17% потеряли работу, и дойдет до 30%. Это огромная цифра. Люди видят, что на другом рынке они тоже не востребованы, потому что у них очень узкие профессиональные навыки.
Н.С.: Вы правильно сказали: раньше мы сначала учились, а потом работали. Теперь мы учимся постоянно. Мы вошли в эпоху, которую мы называем «образование на протяжении всей жизни». Люди сейчас, даже после того, как они закончили университет, продолжают учиться.
Нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент придется переучиваться?
Н.С.: Да, умение учиться сейчас становится ключевым.
Насколько люди в принципе понимают, зачем это нужно? Зачем им выкраивать время, проходить курсы, получать сертификаты? Что это даст?
А.В.: Расскажу о случае. Я как-то читала лекцию для менеджеров крупнейшего банка в России — рассказывала про навыки будущего, про то, что нужно делать, чтобы не потерять работу.
Когда я закончила, встала женщина около 50 лет, из них 20 работает в этом банке. Она сказала, что это была самая вредная лекция в ее жизни, потому что я не сказала ничего конкретного.
Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой»
Люди говорят: «Нам 50 лет, мы этого не понимаем». Они требуют, чтобы была гарантия. Чтобы было прописано: если я получу эти три сертификата, моя зарплата увеличится на 50%, а вероятность увольнения снизиться до нуля. Когда я объясняю, что в нынешнем обществе это невозможно, люди очень обижаются и говорят, что я, видимо, не рассказываю самого интересного. А им нужно конкретно: «Скажи, что я должен сейчас делать».
Россия сейчас переживает непростое время. У нас очень серьезный кризис, который, конечно, сказался на увольнениях. Люди теряют и будут терять работу. Поэтому я не могу не спросить: на каких курсах сейчас надо учиться? Какие навыки будут востребованы через 3, 5, 7 лет, чтобы люди не теряли работу и больше зарабатывали?
Н.С.: Подождите, я достану свой хрустальный шар и вам все точно скажу... Если серьезно, то это навыки, которые я бы назвал новой грамотностью. Двадцать, тридцать лет назад все сводилось к трем основным навыкам: чтобы быть грамотным, нужно было уметь читать, писать и считать. Сейчас все по-другому.
Что изменилось?
Н.С.: Составляющие грамотности. Сейчас эти три компонента: знания компьютерного кода и программирования, анализ данных и способность коммуницировать.
То, о чем вы говорите, касается конкретных сфер. А если мне не нужны ни программирование, ни анализ данных?
А.В.: Очень часто хобби становится работой. Например, женщина долго была бухгалтером, причем не очень счастливым бухгалтером, зато прекрасно пекла пироги. Мои коллеги помогли ей переориентироваться, и она стала очень популярна, потому что сделала видеокурс о том, как хорошо печь пироги. И сейчас она зарабатывает на этом очень большие деньги, значительно больше, чем зарабатывала до этого. Я вообще говорю, что человек сейчас за жизнь может пройти 2-3 карьеры, и они будут разные.
Это не значит, что он не успешен. Сначала он, допустим, бухгалтер, потом у него есть свое дело по пирогам, а потом еще там что-нибудь. Это хорошо. Тем самым мы преодолеваем это проклятье первого диплома, который вы получили, когда были маленькие и ничего не знали...
Н.С.: Да, нам известны тысячи и тысячи историй успеха тех людей, которые полностью поменяли свою жизнь благодаря тому, что прошли онлайн-курсы. Очень много таких слушателей из России. Например, Станислав Филиппов написал нам, что всегда хотел поработать в здравоохранении, приносить людям пользу, но у него никогда не было такой возможности. И она появилась после того, как он прошел курс и смог начать работать в здравоохранении.
А.В.: Когда я говорю людям: «Запишитесь на онлайн-курсы», довольно часто в ответ слышу: «Это какое-то западное образование, оно непонятное, нам нужно российское — наше, которое учитывает нашу специфику».
Н.С.: Да, действительно, мы именно это и делали. И не просто адаптировали какие-то курсы под российскую специфику — многие курсы как раз были представлены российскими вузами.
Образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает
А.В.: К сожалению, среди работодателей в России онлайн-сертификаты не рассматриваются как преимущество. Если у нас есть два абсолютно одинаковых кандидата и оба подходят на сто процентов, тогда, наверное, это примут во внимание. Пока у российских работодателей очень много недоверия к онлайн-образованию.
Н.С.: Да, это действительно очень важный момент. И я хотел бы связать его с тем, о чем вы говорили раньше, а именно с обучением сотрудников непосредственно на рабочем месте компаниями. И компании сами одобряют те курсы, которые проходят сотрудники. То есть сотрудники получают именно те навыки, которые им необходимы в работе.
А.В.: Вот тут есть глобальное противоречие. Компания учит сотрудника тому, что выгодно ей сейчас. При этом она ищет тех, кто обладает теми компетенциями, которых сейчас нет в компании. То есть она будет учить вас, но всегда при этом будет искать кого-то получше.
Компания не будет, чаще всего, учить навыкам будущего, потому что она рассчитывает на прибыль
Поэтому мне кажется, что кроме вот этой полезнейшей работы, которую вы делаете, очень важно заниматься именно какой-то просветительской работой и для людей, которые теряют работу, и для эйчаров. Чтобы было понимание, что вот как раз эти сертификаты показывают желание человека получать навык будущего.
Н.С.: Я думаю, компании уже начинают думать по-другому. Весь этот цикл — от приема на работу до увольнения — очень дорог. Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего. Они рассуждают так: «Давайте предоставим им правильные навыки, давайте их обучим, а не будем повторять эту бесконечную цепочку приема и увольнения».
В каких областях российские работодатели наиболее дружественно относятся к онлайн-образованию?
А.В.: В тех областях, где нет проблем с трудоустройством. И это самое ужасное. По идее, люди должны через такие вещи получать дополнительные шансы на трудоустройство. А где востребованы такие дипломы: прежде всего в IT, все, что связано с программированием и с ценностью человека как «думалки». В образовании, ну и в западных компаниях, в филиалах западных компаний в России.
Н.С.: И все-таки мы видим, что ситуация меняется. Даже традиционные компании в России начинают признавать ценность онлайн-образования.