Psychologies: Заслуживает ли феномен селфи тех двух сотен страниц, которые вы ему посвятили?
Эльза Годар: Селфи знаменует поворот в истории мысли. Вместе с ним мы переходим от общества «Я мыслю» к обществу «Я вижу, меня видят». Вместо того чтобы пытаться объяснить, я показываю, даю увидеть. Селфи влияет и на то, как мы строим свое «Я» с самого раннего возраста. Психоаналитик Жак Лакан говорил о «стадии зеркала»: это этап развития ребенка, когда он обнаруживает в зеркале собственное отражение и осознает единство своего тела, своего существа.
На символическом уровне мы перешли от «стадии зеркала» к «стадии селфи», к ситуации, когда человеческое существо уже не может помыслить себя без аватара, виртуального «Я». Такое отношение к виртуальности проявляется в простом действии, которое мы совершаем, когда публикуем селфи, и которое, хотя мы этого не осознаем, постепенно преображает нашу повседневность. Это — яркое проявление революции экранов, ставших посредниками между «я» и «ты».
Мы хотим показать себя с особой точки зрения, ложно естественной или откровенно искусственной. Это игра истины и лжи
Причем, в отличие от традиционной фотографии, предназначенной лишь для меня и моих близких, селфи нацелено на множество зрителей. Конечно, можно снять селфи и для себя, из чисто нарциссического импульса, но по большей части селфи делают, чтобы ими делиться, чтобы их комментировали в соцсетях. Еще вчера это было привилегией знаменитостей. Сегодня благодаря селфи мы все превратились в «бренды», которые надо продвигать.
Слово «селфи» содержит self, «себя». Можно ли сказать, что селфи отражают стремление узнать себя, узнать, на кого, на что мы похожи?
Селфи — это способ самопрезентации, их выставляют напоказ. Тот, кто притворяется, что хочет отразить спонтанность момента, необязательно спонтанен и искренен. В селфи есть что-то от оптической иллюзии. Мы хотим показать себя с какой-то особой точки зрения, ложно естественной или откровенно искусственной. Это игра истины и лжи. И мы не знаем, какими на самом деле показываем себя, когда постим селфи в интернете.
Наш образ фиксируется на экране и уже больше не принадлежит нам. Мы не управляем тем, что видят и думают другие. Мы всегда можем защищаться, протестовать («Нет, вы неправы, я не такая, как вы думаете»), но это «селфическое», виртуальное «Я» торжествует над реальным. Можно усматривать в этом поиск себя, но трудно представить себе, что такой поиск может привести к реальному самопознанию.
А разве селфи — не попытка как раз контролировать образ себя?
Да, среди прочего. Его сила, бесспорно, в том, что оно внушает нам: мы сами формируем представление о себе, контролируем его. Но одновременно оно свидетельствует о нашей потребности в окружающих, в их взглядах: как много «лайков» и комментариев я соберу? Публикуя селфи, мы якобы заявляем, что больше не беспокоимся, как мы выглядим со стороны. Но «лайков» никогда не бывает достаточно, чтобы искоренить негативные представления о себе.
Селфи вовсе не всегда автоматически вызывает удовлетворение, как многие думают. Оно может стать источником тревоги. Селфи напоминает мне матрешек, которые вкладываются одна в другую: оно несет в себе целый набор действий, последствий, невидимых на первый взгляд, скрытых одно за другим. Почти как множественные, противоречивые, даже неуловимые грани нашего «Я».
Вы сами увлекаетесь селфи. Почему?
Это прежде всего игра, которая соответствует свойственной нам потребности общаться в форме игры. Я тоже подвержена этому явлению: мы предпочитаем показывать — при помощи фото, просто и быстро, — а не говорить. Даже при том, что я по-прежнему много пишу.
Так много смыслов у такого расхожего жеста. В чем конкретно селфи изменили нашу жизнь?
Селфи побуждает фотографировать момент, а не проживать его, что переворачивает наши отношения с действительностью. Оно появилось во всех социальных слоях и во всех областях — в экономике, политике, культуре. Политические деятели «селфят». Реклама пользуется селфи уже давно. Музеи и галереи посвящают им выставки. Подростки общаются, отправляя друг другу свои фото. В смартфонах селфи оживают, превращаются в небольшие фильмы.
Такое впечатление, что никто не избежал «селфи-революции». Повсеместно присутствующие виртуальные технологии меняют наше представление о времени и пространстве, вызывают смятение, которое снижает способность к рефлексии. В этом контексте самоанализ и поиск ответов на серьезные вопросы перестают быть приоритетами…
То есть селфи опасно для нашего «Я»?
Нет ничего страшного, если мы снимаем одно селфи за другим. Главное, осознавать смысл своих действий, не отчуждаться от эмоций, заключенных в настоящем моменте. Я никого не сужу. Совсем наоборот. Я не утверждаю, что в Средневековье мысли или разговоры были глубже.
Моя цель — призвать к размышлению над тем, что делает нас людьми. И одна из основ нашей человечности — это, например, любовь, то есть телесная, плотская связь с кем-то другим. Так что я говорю: «Проснитесь, не позволяйте экранам заслонить вас друг от друга, не позволяйте этому миру образов поглотить вас!»
Об эксперте
Эльза Годар — психоаналитик, лектор, колумнист. Автор эссе «Я селфлю, значит, существую» («Je selfie donc je suis», Albin Michel, 2016) и книг «Лучше относиться к себе» («Être mieux avec soi-même», Michel Lafont, 2012) и «Чувство человечности» («Sentiment d’humanité», Les Éditions Ovadia, 2015).