Psychologies: Может быть, нам легче доверять людям, если подходить к доверию рационально? Но приведет ли это к установлению настоящих, а не фальшивых отношений?
Марина Хазанова: В основе доверия все-таки эмоциональное начало. Прислушайтесь к этому слову: мне кажется, оно означает веру, возникающую еще до всякого взаимодействия с другим человеком, — «доверие». Вы заранее верите другому и на этом основании вступаете в контакт и выстраиваете отношения, то есть можете быть с ним достаточно открыты.
Но доверие — это определенный риск, ведь мы можем ошибиться. Кроме того, мы упускаем из виду экзистенциальную сторону бытия. В жизни возможны предельные, страшные ситуации, в которых даже близкие люди могут обмануть доверие.
Выходит, мы обречены доверять и обжигаться и никак не можем избежать разочарований?
Почему же, думаю, можем. Особенно если внутренне согласимся с тем, что доверие — не только шанс выстроить отношения, но и бремя, которое мы возлагаем на другого человека. И оно может оказаться тяжелым.
Важно быть реалистичнее в отношениях, не обременять других абсолютным, детским доверием — и не требовать его взамен
Вспомните маленьких детей: их доверие к родителям абсолютно. По-другому и быть не может, ведь от родителей зависит жизнь ребенка. Но если мы так же по-детски доверяемся во взрослых отношениях, такое доверие чрезмерно. И если родители ни при каких обстоятельствах не оставят ребенка, то требовать этого в отношениях взрослых людей просто невозможно. Поэтому нужен баланс, при котором наше доверие не становилось бы непосильным бременем для других людей.
Мера доверия, присутствующая в близких отношениях, будет неуместна, например, в отношениях с коллегами или начальником. Мы можем — и должны в идеале — доверять их профессионализму, их умениям. Но делясь с ними какими-то глубоко личными переживаниями, мы перегружаем их своим доверием.
Поэтому рациональный подход в том, чтобы быть реалистичнее в отношениях, не обременять других абсолютным, детским доверием — и не требовать его взамен. И не забывать: если кто-то прежде обманывал нас, не исключено, что в этом была и доля нашей ответственности.
Связана ли наша способность доверять другим с тем, насколько мы сами себе доверяем?
Да. Многие люди годами не могут наладить отношения. И какие бы причины ни выходили на первый план, главная часто в недостаточном доверии себе. Они боятся, что внутри у них есть нечто, способное в неблагоприятный момент «выпрыгнуть» наружу. А тогда — «конец света»: я потеряю лицо, разрушу отношения, подвергнусь унижению.
То, чего мы боимся в себе, в юнгианской психологии называется Тенью: это вытесняемые в бессознательное негативные переживания. И чем больше Тень, тем больше проблемы — и вообще, и с доверием в частности. Такие люди склонны к крайностям. Они или идеализируют другого, «вешая» на него абсолютное, детское доверие. Или наоборот — проецируют на другого свои внутренние негативные представления. И в этом случае считают, что с этим другим можно делать все, что угодно, как с преступниками.
Этот механизм хорошо описан у философа Эриха Нойманна. Такие люди часто идеализируют доверие как проекцию на других своих лучших нереализованных качеств.
А что может помочь?
Начну издалека. Митрополит Антоний Сурожский писал, что многие, впервые обращаясь к Евангелию, жалуются на трудности чтения. Они не чувствуют отклика в душе, написанное кажется им чужим. Но обязательно находится одно, два или три места, на которые человек все-таки откликается. Соглашается с ними, принимает всей душой.
Увеличив число внутренних точек опоры, мы становимся менее зависимы от обстоятельств и более свободны в выборе
Антоний Сурожский напоминает, как важно придерживаться этих мест, возвращаться к ним, перечитывать — и с их помощью постепенно расширять понимание всего Евангелия. В отношении доверия можно пользоваться этим же механизмом. Каждый обладает качествами, которым мы доверяем безусловно — иначе нам было бы очень сложно жить.
Это может быть работоспособность, вкус, воля, умение учиться, защищать себя и других, слушать и понимать — у каждого эта способность своя, но мы знаем о ней и в трудную минуту на нее и полагаемся. И постоянно помня об этом, зная, что это качество не подведет, мы можем укреплять доверие к себе. Увеличивать число внутренних точек опоры. А это существенно расширяет наши возможности. Мы становимся менее зависимы от обстоятельств и окружающих — и более свободны в выборе тех, кому доверяем сами.
Развитие современных технологий коммуникации помогает формированию доверия или наоборот?
Это в конечном счете вопрос все того же доверия — нашего доверия технологиям. Если мы доверяем им как средствам связи, используем как инструменты для общения с близкими и важными людьми или для знакомства и установления новых отношений, то это прекрасно. Но если мы придаем технологиям какой-то сакральный смысл, считаем, что каждый из наших сетевых «френдов» будет нам помогать, то ошибаемся и обманываем себя.
Когда сетевое общение начинает вытеснять эмоционально близкие отношения — это подмена. В этом случае мы не раскрываемся, а пытаемся спрятаться от себя и от других.
Об эксперте
Марина Хазанова — клиент-центрированный терапевт, телесно-ориентированный травмотерапевт, специалист по психологическим механизмам медиации.