«Аутсайдервиль»
Мы думаем, что знаем, «о чем говорят мужчины». Но о чем они молчат — тайна, веками скрытая за завесой установок традиционного общества. Даже сейчас это загадка как для женщин, так и для самих мужчин.
Однако представители аутсайдер-арта пытаются рассказать о своих внутренних переживаниях — с помощью холста и красок, а иногда скульптуры, фотографии и музыки. Художники-аутсайдеры создают произведения искусства, не ориентируясь на зрителя или некий шаблон. Они работают исключительно для себя, находясь на границе социальных групп, систем и культур, испытывая влияние противоречивых друг другу норм и ценностей, сохраняя свою аутентичность.
Ольга Фоминых и Нина Лучинкина из Санкт-Петербурга создали проект
Организаторы не объясняют смыслы картин, потому что сами художники не хотят этого делать. Они творят, а зритель уже ищет в себе отклик на произведения.
Сергей Эс
У Сергея из Нижнего Новгорода было шизотипическое расстройство, а также алкогольная и наркотическая зависимости. Свое творчество художник называл «психоарт».
Сергея в этом году не стало, он сам решил свою судьбу. Организаторы выставки призывают ценить то, что он создал при жизни: «Попав в „Аутсайдервиль“, Сергей стал автором, резидентом и полноценным членом команды, генератором самых смелых и ярких идей. В нем было бесконечно много жизнестойкости и любви к этому миру. За добровольным уходом Сергея мы призываем ценить то, что он создавал при жизни и вопреки болезни».
Александр Савченко
Несмотря на возраст, осложнения со зрением и материальные трудности, 67-летний художник умудряется регулярно курсировать на электричках из Великого Новгорода в Петербург, Москву и другие города, чтобы продемонстрировать свои работы и посетить местные святыни и достопримечательности.
Александр часто предлагает неизвестным людям переночевать у себя, за это он их рисует. Пенсию он отдает цыганке из соседнего подъезда, чтобы та о нем молилась. Вещам художник не придает значения: «Если кто-то взял, значит, ему нужнее было».
Мечта Александра — быть представленным в Лувре. Пока его картины выставлялись в родном городе на нескольких выставках, принимали участие в международных фестивалях современного искусства в ЦВЗ «Манеж», а первая «музейная» персональная выставка художника состоялась в Музее русского лубка и наивного искусства в 2019 году.
Юра Зеленый
Большую часть жизни 70-летний художник провел в инвалидной коляске из-за врожденного ДЦП и был обаятельным, улыбчивым и харизматичным человеком.
Всю жизнь он рисовал, невзирая на физические ограничения. Картин накопилось огромное количество — их обнаружили измятыми, надорванными, спрятанными в старом мешке. Юра Зеленый самостоятельно научился читать и писать, занимался самообразованием, знакомился с классикой мирового кинематографа и интересовался историей.
20 февраля 2020 года художник ушел в иной мир, отметив юбилей на собственной выставке в окружении любящих друзей и поклонников. В сюжетах его полотен переплетаются исторические события, религиозные мотивы, портреты современных медийных персонажей или советских знаменитостей.
Работы автора находятся во многих российских и международных коллекциях, галереях и музеях, таких как Museum of Naive and Marginal Art (Jagodina, Serbia), Escale Nomad (Paris, France), Galerie Polysémie (Marseille, France), Copenhagen Outsider Art Gallery (Copenhagen, Denmark), La Fabuloserie (Dicy, France) и др.
Валентин Симанков
Фотохудожник начисто презирает цифру и все, что с ней связано, его работы выполнены только в традиционной технике черно-белой фотографии: бумага, бром, серебро. Автора можно назвать современным фотоалхимиком: он делает снимки, в процессе печати импровизирует самыми невообразимыми способами, при проявке использует стихийные химические реакции.
У фотохудожника узнаваемый стиль: многослойные коллажи, в основе которых авторские фотографии, элементы книг, газет, фрагменты бытовых предметов, собственная графика и письма с шутливыми надписями или стихотворными комментариями.
Однажды, когда друзья отправились за границу, Валентин дал им стопку своих открыток и сказал: «Возьмите, продадите и тем самым заработаете себе денег».
Андрей Гализини
Лихие 90-е, психические патологии, лечение в психиатрических учреждениях, зловредные привычки, антисоциальный образ жизни и общение с маргинальными слоями общества не раз ставили под угрозу жизнь Гализини. Творчество явилось спасением, реанимацией и реабилитацией. Гализини работает с натуральными материалами: дерево, текстиль, глина.
Многие сюжеты в работах Андрея стали отсылкой к детским воспоминаниям о бедных темных деревнях и днях, полных тяжелого унылого труда. Благодаря любви художника к карикатурам и стилистике журнала «Крокодил» в его картинах читается сарказм, а порой — тонкая ирония.