Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Статьи/«Заставляли целовать обувь на камеру»: как сверстники довели 14-летнего подростка из Калмыкии до самоубийства
«Заставляли целовать обувь на камеру»: как сверстники довели 14-летнего подростка из Калмыкии до самоубийства
14-летний Артем совершил суицид после того, как стал жертвой буллинга со стороны ровесников — как пишут СМИ, учителя знали о происходящем и никак не помогли ребенку справиться с этой ситуацией и разрешить конфликт. Эксперт поясняет, что именно чувствовал тот, кого травили, и почему пошел на самоубийство.
14-летний школьник покончил с собой после того, как ровесники в течение долгого времени издевались над ним. Как пишет Telegram-канал «Осторожно, новости», учителя в школе знали о происходящем, но не вмешивались в ситуацию. СМИ уточняют, что школьники снимали издевательства на видео, заставляя мальчика целовать обувь или опуская его головой в унитаз, а затем выкладывали эти ролики в соцсети. После самоубийства Артема они попытались удалить видео, но полиции удалось сохранить их в качестве доказательства — сейчас обстоятельства случившегося изучают в Следственном комитете.
По словам близких погибшего, одной из «причин» травли стали слухи о том, что Артем якобы пытался изнасиловать свою девушку, когда та пришла к нему в гости без ведома родителей. Сестра молодого человека и его родственники говорят, что подросток «не мог такого совершить». В день суицида Артем вновь стал жертвой буллинга в школе: вернувшись домой, он позвонил маме, а затем отправил другу сообщение с признанием, что «хочет повеситься от стыда».
Пользователи соцсетей — в частности, одного из местных пабликов — оказались шокированы случившейся трагедией:
«Кем они себя возомнили? Толпой на беззащитного мальчишку — только жалкие трусы могут так делать! Родители вообще своими детьми не занимаются, приучили к вседозволенности, вот и творят, что хотят! Знают, что родители прикроют! А мальчик оказался один на один со своей проблемой»;
«Бессовестные животные, а не люди»;
«Ничего особенного им не будет. У нас закон — это воля господствующего класса, олигархов. А им проблемы народа не нужны. Пальчиком погрозят и все, условка — это вообще не наказание»;
«В первую очередь наказать по всей строгости закона педагогов. Они 100% знали, просто не хотели ничего предпринимать. Затем детей и их родителей! Маленькое село, все друг друга знают и как на ладони друг у друга! Все знали, но молчали! Нет никакого оправдания, никому!»;
«Толпой — все герои! Всем плевать, получается, начиная с семьи, с преподавателей. Читая прежние посты, понимаешь, что все отрицают буллинг в школе, у всех все хорошо, на деле ведь не так! Сколько еще трагедий должно случиться, чтобы прекратилась игра в „одни ворота“! Зато если ребенок, либо подросток, даст отпор таким шакалятам, будет виноват он».
В комментариях пользователи также поделились скриншотом с номером телефона мамы погибшего Артема и призвали неравнодушных финансово помочь его семье. Некоторые вспомнили и другой случай в одной из школ Калмыкии, ученица которой «лет десять назад» тоже столкнулась с буллингом и совершила суицид — директрису школы, как пишут пользователи, за эти годы «даже не сняли».
Что помогло бы предотвратить трагедию
Алена Савюк
Психолог
История Артема — это трагедия, в которой сошлось несколько разрушительных факторов: физическое и эмоциональное воздействие, публичное унижение, травля, острая обида и одиночество в момент конфликта.
Что переживал Артем
1. Физическое и моральное воздействие
Артем столкнулся с жестокой травлей — его били, унижали, окунали голову в унитаз, заставляли целовать ноги. Это не просто конфликт со сверстниками, а прямое угнетение личности. Подросток не может абстрагироваться от этого и сказать себе: «Они просто глупые, я переживу». Для него это становится атакой на его идентичность:
«Если со мной так можно поступить, значит, я никто»;
«Если другие поддерживают, как меня унижают, значит, я недостоин поддержки»;
«Теперь все обо мне будут думать плохо».
2. Публичное унижение и эффект «клейма»
Травля происходила не в закрытом пространстве, а на глазах других людей, с записью на видео. Это лишает возможности «начать с чистого листа». Артем верит, что теперь все знают и больше никогда не будут воспринимать его иначе. Быть изгоем в «своей стае» в подростковом возрасте — это катастрофа.
3. Острый стыд и невозможность с этим жить
Его последнее сообщение перед смертью: «Я хочу повеситься от стыда». Стыд — одна из самых разрушительных эмоций, он делает невозможным просьбу о помощи, потому что кажется, что «теперь все презирают меня». Когда человеку становится стыдно — он прячется и закрывается. А если некуда спрятаться — приходит мысль исчезнуть.
4. Отсутствие «спасательных рук» в момент пика кризиса
Ключевой момент: никто его не остановил в момент безнадежности и безысходности:
Учитель в школе проигнорировал ситуацию;
Друзья (если были) не оказались рядом;
Родители не успели перехватить ситуацию, потому что не в курсе.
Как можно было предотвратить суицид
Если бы кто-то вовремя сказал: «С тобой все в порядке. Ты переживешь это. Это можно исправить»;
Если бы кто-то объяснил, что он не виноват: «Ты не заслужил это. Они поступили неправильно. Ты имеешь право на защиту»;
Если бы кто-то успокоил, что травля — это не «навеки»: «Завтра могут произойти другие события, которые поменяют его статус. Даже если в одной школе небезопасно, можно перейти в другую».
Наконец, решающую роль могло бы сыграть и вмешательство взрослых. Они должны были защищать и показать подростку выход из сложившейся ситуации:
Если родители знали о травле, но не вмешались — это упущение;
Если школа закрыла глаза — это противозаконно;
Если есть буллинг — значит, в этом классе нет здоровых отношений.
Подростку нужен человек, который вовремя скажет: «Я с тобой. Это можно пережить». Это зона ответственности школ, родителей и общества.